02.02.2009 | 19:34

Отар Иоселиани: Кинематограф не знает границ

На право назвать его "своим режиссером" претендуют минимум три страны. Однако Отар Иоселиани говорит, что в творчестве гражданство не имеет никакого значения. Главное, рассказать о главном без слов, как он это сделал в фильмах "Жил певчий дрозд" или "Утро понедельника". Кстати, вместе с Берлинским "Серебряным медведем" этот фильм Иоселиани получил и приз ФИПРЕССИ "За профессиональный и изящный портрет абсурда и скуки повседневности". Сегодня Отар Иоселиани отмечает юбилей. В свои семьдесят пять лет он плодотворно работает и остается верен своему кредо: "Иронично и весело относиться к тому, что изменить нельзя". Рассказывают "Новости культуры".

Если остались сегодня свободные художники, то Отар Иоселиани в этом немногочисленном списке будет одним из первых. Свобода от идеологии, кинематографических клише, от предрассудков и модных тенденций – в этом его авторский стиль.

В Советском Союзе он снял всего три полнометражных фильма: "Листопад", "Жил певчий дрозд" и "Пастораль". Дальше работать в таком свободолюбивом стиле в СССР стало невозможно. Иоселиани переехал во Францию, где в очередной раз доказал, что его кинематограф не знает границ. "Его первый фильм "Фавориты луны" здесь был признан продолжением грузинской темы и, тем более, последующие картины – меланхолические. А французы признали эту картину самой французской картиной года", – рассказывает кинокритик Лариса Малюкова.

Все фильмы Иоселиани сначала рождаются на бумаге и только потом оживают на съемочной площадке. По первому образованию Отар Давидович – математик, поэтому неточностей он не терпит. В том числе и в кинематографе. Положение камеры, передвижения актеров – режиссер все просчитывает заранее. "Каждый кадр выстраивается вот на этом листе. Таких раскадровок к каждому фильму тысячи. Нужно продумать кадр. Он его уже компонует, он его видит – кто где сидит, кто куда идет, кто что говорит", – замечает галерист Наталья Рюрикова.

Разговор со зрителем Иоселиани ведет на языке притчи. Где бы ни разворачивались события его фильмов – в итальянской Тоскане, в вымышленном африканском племени или в родной Грузии, – везде прослеживается конфликт двух культур: уходящей старой и формирующейся новой. "Он человек одной песни, одной темы. У него есть какой-то свой аристократический, патриархальный дух, который постоянно сталкивается с сегодняшним днем, с современностью", – говорит режиссер Ираклий Квирикадзе.

Иоселиани редко работает с профессиональными актерами. Зато практически все друзья режиссера хотя бы однажды появлялись в его фильмах. Отар Давидович убежден: основная черта актера – казаться кем-то, но не быть. Чтобы на экране сохранить естественность, нужны люди, которые живут, а не играют. "Это непрофессионал, у которого есть какой-то свой дух, есть какая-то своя аура и есть какая-то энергетика воздействия", – поясняет Ираклий Квирикадзе.

Фильмы Иоселиани – это, конечно, авторское кино не для массового зрителя. Полные кинозалы никогда и не были целью режиссера. Отар Иоселиани уверен: "Если хотя бы один человек вздохнет вместе с тобой – стоит работать".

К 75-летию Отара Иоселиани смотрите на нашем канале в 21:20 телевизионную программу из документального цикла "Острова", а в 23:55 – художественный фильм "Фавориты луны".

Читайте также:
Отар Иоселиани: "Я снимаю свой мир и свое кино!"