02.02.2009 | 19:38

Андрис Лиепа восстановил балет "Павильон Армиды"

"Русские сезоны. XXI век". В Государственном Кремлевском дворце прошел вечер премьер. Андрис Лиепа и литовский хореограф Юриус Сморигинас представили балеты, покорившие Париж сто лет назад. Среди них – "Павильон Армиды". Именно этот спектакль "прорубил окно в Европу для русского балета" и открыл миру великого Михаила Фокина. О возвращении балета рассказывают "Новости культуры".

Либретто, написанное художником Александром Бенуа, основано на фантастической новелле французского романтика Теофиля Готье. Молодой виконт Ринальдо оказывается в старинном замке. Там его встречает Маркиз, о котором ходят слухи, что он продал душу дьяволу и всегда любил только одну женщину – Армиду. Ее уже давно нет в живых, но образ застыл на старинном гобелене, но в полночь Армида оживает.

В основе этого балета – небольшая постановка Михаила Фокина "Оживший гобелен", которую он сделал для выпускного экзамена в Петербургском театральном училище. Затем хореограф решил поставить полноценный спектакль. Партию Армиды тогда исполняла Анна Павлова, а теперь ее танцует Мария Александрова. "Она жила в совершенно другую эпоху. Ей это было невероятно близко, она в этом жила. Театр был этой средой. Это не то что я сегодня делаю этот спектакль. Я ушла, и завтра я совершенно другая. Они жили в этом", – говорит Мария Александрова, которая не на шутку увлеклась образом коварной соблазнительницы. Говорит, что надолго запомнит партию великой Анны Павловой.

Солист Мариинки Михаил Лобухин стал последователем самого Михаила Фокина. Именно он в Париже исполнял партию влюбленного рыцаря Ринальдо. "Это очень символично спустя сто лет после дягилевских сезонов опять выходить на сцену в тех же спектаклях, тех же партиях, в которых выходили величайшие люди", – признается Михаил Лобухин.

Спектакль восстанавливали по фотографиям, эскизам Бенуа и воспоминаниям современников. Сам Бенуа в одном из писем Дягилеву признавался, что создать декорации было непросто. "Уж очень роскошно мне хотелось изобразить самый таинственный павильон". По этим материалам декорации и костюмы восстанавливала Анна Нежная. "Самое главное, что тут важно было соблюсти чувство меры и, наверное, чувство такта по отношению к тем людям, которые совершили революцию в умах французских зрителей. Представляете, привезти во Францию эпоху Людовика XIV и покорить этим Париж!" – говорит хореограф-постановщик Андрис Лиепа.

В следующий раз "Павильон Армиды" появится на сцене в мае, в рамках фестиваля "Черешневый лес". Спектакль будет сыгран в честь столетия со дня премьеры в Париже. В июне балет отправится во Францию в рамках возрожденных "Русских сезонов".

Читайте также:
"Русские сезоны. XXI век"