03.02.2009 | 15:28

Оркестр Спивакова и Денис Мацуев представили премьеру

Денис Мацуев и Национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова представили в Большом зале столичной консерватории российскую премьеру "Пятого концерта для фортепиано с оркестром" Сергея Рахманинова. Название этого произведения может насторожить не только знатоков: дело в том, что великий композитор написал всего четыре фортепьянных концерта, и этот факт известен довольно широко. Откуда взялся Пятый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и что он собою представляет – об этом в материале "Новостей культуры".

Над партитурой нового концерта Владимир Спиваков и Денис Мацуев работали до последней минуты, если не сказать, до первого звонка, приглашавшего слушателей в парижский зал "Плейель". Тогда, в ноябре, в Париже у Спивакова, дирижировавшего оркестром "Радио Франс", было всего несколько репетиций, сопровождавшихся серьезными спорами с композитором Александром Варенбергом. Маэстро Спиваков отстаивал стиль и дух произведения Рахманинова и вынужден был изменить финал одной из частей концерта. Драматические парижские репетиции завершились триумфальным концертом.

Владимир Спиваков, художественный руководитель Национального филармонического оркестра России: "Был большой успех, хорошая пресса".

Денис Мацуев, заслуженный артист России: "Это, конечно, авантюра в хорошем смысле, подарок от Александра Рахманинова, но я не жалею, что в это ввязался…"

В Москве было больше репетиций, и был свой, родной оркестр, который работал над этим произведением, все-таки внутренне вдохновляясь великой рахманиновской симфонией.

Эмоциональность, сопровождавшая рождение Пятого концерта, - в каждой его ноте. Денис Мацуев вложил в это исполнение весь свой блистательный рахманиновский опыт, и потому именно в его версии появившийся на музыкальный свет Пятый концерт не кажется ни клоном, ни искусственно созданным существом.

Как всегда, будут те, кто за, и те, кто против. Те, кто против, считают Вторую симфонию Рахманинова произведением идеальным и совершенным, не требующим новых интерпретаций. За – те, кто за все новое в искусстве. Они уверены, что стоило создать Пятый концерт хотя бы для того, чтобы его исполнил Денис Мацуев в сопровождении Владимира Спивакова и Национального Филармонического

Спиваков, в репетиционной борьбе отстоявший важные арт-приоритеты, на премьере раскрыл в этой партитуре и темпераментный взрыв, и нежность, и силу - все то, что так ценит маэстро в музыке Рахманинова.