04.02.2009 | 13:27

Опера Маринки "Братья Карамазовы": впервые в сценическом воплощении

Можно предположить, что в качестве материала для оперы роман Достоевского "Братья Карамазовы" – это одновременно и клад, и каторга. Композитор Александр Смелков первым счел возможным превратить книгу в оперу. Режиссер Василий Бархатов и сценограф Зиновий Марголин были избавлены от необходимости оглядываться на опыт коллег, эта версия - первая. 3 февраля – московская премьера. Ею открывается специальный проект фестиваля "Золотая маска", посвященный премьерам Мариинского театра. Рассказывают "Новости культуры".

За время немного нервного ожидания труппы у режиссера с художником-постановщиком было время и подурачится, и на себе проверить придуманные мизансцены. На этот спектакль большинство солистов и оркестр приехали сразу из Лондона. "Братья Карамазовы" просуществовали на сцене всего полгода, но уже стали активно гастролирующей постановкой. Оперу слышали и в Англии, и в Голландии.

Алексей Марков, певец: "Там принимали с восторгом".

Но Москва – это первый город в географии спектакля, куда он добрался не в концертном, а в полном сценическом воплощении. То есть, в декорациях Зиновия Марголина.

География Скотопригоньевска сама по себе очень широка – тут и двор великого инвизитора, и улица провинциального города и даже "маленький Париж" Екатерины Ивановны, то есть балкон, на котором она прячется от окружающей серости, отгородившись от нее цветами и фарфоровой посудой.

Сами постановщики называют этот спектакль кинематографичным. Василий Бархатов признается, что работая над ним, учился ставить "актерский спектакль". Здесь почти нет визуальной и пространственной режиссуры. Все самое важное происходит, как в кино, на "крупных планах".

Василий Бархатов, режиссер-постановщик: "Там говорят: "О! Какой прекрасный классичный спектакль, никакой резкой режиссуры!" Вся режиссура здесь – в этих банках с вареньем, в качающихся лампочках, в поведении, порядке общения рук, как они берут чашки. Мне просто важно было проделать человеческий путь каждого персонажа, что к чему".

Но, очевидно, самая сложная работа досталась композитору и либреттисту – сократить и переложить на музыку роман Достоевского.

По словам Валерия Гергиева, заказывая эту оперу, Мариинка не ограничивала композитора Смелкова никакими стилистическими рамками. Обсуждалась только литературная первооснова.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: "Наша традиция говорит, что надо опираться на великую литературную традицию".

В итоге на "Золотую Маску" номинированы композитор, режиссер, художник-постановщик и два исполнителя мужских ролей. Один из номинантов – Николай Гассиев, не видит в этом ничего удивительного. Говорит: "Я сам, чем больше пою, тем больше мне нравится".

Николай Гассиев, певец: "Достоевский как может не понравиться, музыка хорошая, опера хорошая получилась, поэтому, мне кажется, что это все естественно".

Московская гастроль далеко не последняя для "Братьев Карамазовых". Сейчас ведутся переговоры о новых зарубежных представлениях. Валерий Гергиев умеет не только инициировать создание новой музыки, но и способствовать ее популярности.

Читайте также: "Братья Карамазовы" – премьера Мариинки в Москве

Екатерина Бирюкова об опере "Братья Карамазовы" в постановке Мариинки