05.02.2009 | 19:36

Выставка Анатолия Шургина открыта в Третьяковке

Работы постмодерниста Анатолия Шугрина, известного в основном искусствоведам и коллекционерам, возвращаются к зрителям. Единственная прижизненная выставка художника была организована в Америке. В Советском Союзе его творчество признания не получило, да и сам Шугрин сознательно отказывался показывать свои полотна, считая, что их вряд ли смогут понять. Тем не менее, многие картины попали в частные собрания и не раз выставлялись на международных аукционах. Сегодня живопись, графику и скульптуру Анатолия Шугрина представляет Третьяковская галерея. Об открытии экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Окружающие считали Анатолия Шугрина оригиналом. Он и сам ценил все оригинальное. Шугрин вошел в художественную среду в 1930-е годы, когда на смену авангарду пришел соцреализм. Художник не стремился оказаться на виду у всех и избегал участия в выставках официального искусства. Он писал картины, но показывал их лишь самым близким друзьям. Даже его ученики по художественной школе не знали о творческих поисках своего учителя. Это изолированность позволила Шугрину сохранить определенную свободу. "Работы, выполненные в начале 1940-х годов поражают его эрудированностью, информацией о том, что происходило в мировом искусстве. Думаешь, какие источники он имел", – замечает куратор выставки Татьяна Ермакова.

Шугрин усвоил уроки не только русского авангарда. Он был знаком с искусством, Гогена, Пикассо, Матисса. Художник вырезал репродукции их картин из журналов и газет. Он не подражал французским мастерам, а вел с ними диалог, предлагая собственное прочтение их произведений. "Он обладал несколько парадоксальным взглядом на все. И это определило характер его личности и характер его работ. В них есть доля иронии, некой шутки, иногда лирическая интонация, иногда саркастическая", – продолжает Татьяна Ермакова.

Шугрин конструировал свои картины, как скульптуры. Он подчеркивал линии, играл с пропорциями, а скульптуры, напротив, превращал в объемные картины. Художник увлекся коллажами и ассамбляжами, которые были в моде во времена второго авангарда, в 1960-е годы. "Супрематические работы, коллажи и ассамбляжи он стал делать раньше, чем делали художники второго авангарда – то есть с конца 1940-х – начала 1950-х годов. Но все-таки вернулся к теме фигуратива", – поясняет коллекционер Виктор Шпенглер.

Анатолий Шугрин не спешил знакомить зрителей со своими работами, однако больше всего на свете он боялся, что после его смерти его картины окажутся на помойке. Именно поэтому художник согласился вывести свои произведения на выставку в Америку. Ведь даже в 1980-е годы прошлого века его работы еще не вписывались в формат Третьяковской галереи. Теперь одним неизвестным именем в искусстве станет меньше.