06.02.2009 | 23:36

"Пять вечеров" памяти Александра Володина

Театральный фестиваль имени драматурга Александра Володина "Пять вечеров" открылся сегодня в Петербурге. Володинские пьесы не стареют. Еще при жизни автора они были признаны классикой отечественной послевоенной драматургии, и время показало, что нет никаких сомнений в точности этой характеристики. Володинская драма продолжает вдохновлять режиссеров и актеров. Судя по всему, ничего ностальгического в этой заинтересованности нет. За пять фестивальных дней публика увидит семь спектаклей. Рассказывают "Новости культуры".

Шумная очередь, водка из-под прилавка, бутерброды с колбасой по двадцать две копейки. Фойе Театра Ленсовета превратилось в место действия володинской пьесы. Актриса-первокурсница в роли хамоватой буфетчицы Клавы так заигралась, что зрители потребовали жалобную книгу.

Некоторые действительно воспринимают драмы Александра Володина как советскую летопись, окно в недавнее прошлое. Впрочем, он был куда больше, чем талантливый бытописатель. Сегодня уже невозможно понять, где цензура углядела крамольные смыслы. Разве что в попытке героев Володина заговорить человеческим языком, а не штампами и агитками.

"Володин шел очень мало. Много шла только "Фабричная девчонка". Вот когда ее начали ставить по всей стране, он сразу из очень бедного человека стал довольно состоятельным. "Пять вечеров" обвиняли в мелкотемье, притчи запрещали, "Мать Иисуса" запретили", – рассказывает театральный критик, арт-директор фестиваля Марина Дмитревская.

Другие времена – другие беды. Еще два дня назад у фестиваля "Пять вечеров" не было денег даже на программки. Форум всероссийского масштаба держится на честном слове театральных критиков. Все участники приехали за свой счет. Постановка "Дульсинея Тобосская" из уральского городка Лысьва, открывавшая фестиваль, и московская "Старшая сестра", и "Две стрелы" в постановке новосибирского театра – юбилейные "Пять вечеров" готовила вся Россия. "Что бы ни творилось вокруг, к Володину всегда обращаются. Это счастье", – утверждает народная артистка России Эра Зиганшина.

Для Эры Зиганшиной и Алисы Фрейндлих, Зинаиды Шарко и Олега Басилашвили Володин – это петербургское "все". Для молодых актеров и постановщиков он редкий драматург, превзошедший рамки эпохи, тонкий психолог и грустный шутник. Сегодня его все чаще сравнивают с Чеховым. Кем является Володин для современной публики, сказать сложно, но залы полны пять вечеров подряд.

Читайте также: Александр Володин. Драматург, превративший прозу жизни в поэзию