07.02.2009 | 22:13

Наука о звездах – астрономия

8 февраля 1724 года по распоряжению Петра Первого в России была основана Академия наук. Уже десять лет этот день официально отмечается как День российской науки. Отечественные ученые, довольно поздно получив базу, государственное внимание и поддержку, первыми в мире запустили искусственный спутник Земли и первого космонавта. Нынешний год Организация Объединенных Наций объявила Годом астрономии – древнейшей науки, которая всегда стимулировала научные революции и меняла мировоззрение людей. Рассказывают "Новости культуры".

"Звездное небо надо мной и моральный закон во мне" – две эти вещи наполняли душу Иммануила Канта "удивлением и благоговением". Звездное небо удивляет и по сей день. Казалось бы, все уже открыто и измерено. Тринадцать миллиардов лет назад был Большой взрыв, когда родилась Вселенная. Так и летят эти осколки в разные стороны, но не замедляясь, а ускоряясь. "Из движения звезд, из вращения галактик мы сделали довольно уверенный вывод, что там есть дополнительные субстанции, которые обладают гравитацией. Это мы обозвали темной материей", – рассказывает академик РАН Александр Боярчук.

Видимое – это только четыре процента вещества Вселенной. Все остальное – темная материя и темная энергия, о которых практически ничего не известно. Они не обладают излучением, электромагнитным полем, у них есть только гравитация. Получается, что об окружающем мире человек знает крайне мало. Даже на самой близкой звезде – Солнце – есть темные пятна. "Солнце бурлит, происходят всякие активные процессы, и получается такая чехарда: взаимодействие магнитных полей и движение сгустков материи приводят к большим выбросам. И нужно разобраться", – замечает Александр Боярчук.

Для того чтобы изучить аномальную активность Солнца, 30 января с космодрома "Плесецк" был запущен первый российский научный спутник. Ведь если происходит вспышка на Солнце, то Земля подвергается бомбардировке солнечным излучением. В этом случае могут выйти из строя линии связи и электропередач, а метеочувствительные люди чувствуют недомогание.

Ровно четыреста лет назад, в 1609 году, Галилео Галилей впервые взглянул на небо сквозь телескоп. Он увидел пятна на Солнце, горы на Луне и четыре спутника Юпитера. Это было настолько странно и удивительно, что даже годы спустя многие отказывались верить в открытия Галилея. Нынешние телескопы гораздо совершеннее трубы Галилея. Они находятся не только на Земле, но и в космосе, работают в самых разных спектрах. Однако даже вооружившись обычным биноклем, можно совершить астрономическое открытие. "Где-то года четыре назад американский любитель Макней обнаружил небольшое туманное пятнышко там, где его раньше не было. Оказалось, что это необычная вспышка излучения очень молодой звезды. Профессионалы-астрономы набросились на этот объект и изучают его", – поясняет заместитель директора Астрономического института имени Штернберга Сергей Ламзин.

Таких любителей по всему миру – целая армия, которая в ночной тишине направляет в небо свои подзорные трубы и рассматривает звезды. "Я на всю жизнь запомнил, как я впервые увидел в телескоп в обсерватории Волгоградского планетария Нептун! Я как представил себе, где находится этот висящий загадочный шарик! Потрясающе красиво", – добавляет Сергей Ламзин. Астрономия – наука точная, перспективная, занимательная. Но этого мало. Астрономия еще и самая красивая наука из всех.