10.02.2009 | 13:52

Александр Володин. Драматург, превративший прозу жизни в поэзию

""Лицо без маски" – вот что делает Александра Володина явлением исключительным". Так отозвался однажды о своем друге Сергей Юрский. Еще острее его исключительность ощущается в наши дни. Причина неувядающей любви зрителя к пьесам Володина – это не ностальгия по советскому прошлому, а потребность в простой и подлинной человечности. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Александра Володина. Рассказывают "Новости культуры".

Александр Володин объяснялся в любви к театру, и любовь эта была взаимной. Иначе сегодня не ставили бы его пьесы. "Часто считали, что он бытописатель. Но он поэт! Это видимость бытописательства. Он действительно пишет прозу жизни совершенно обыкновенных людей. Но в этой обыкновенности он видит необыкновенность и поэзию", – замечает народная артистка России Лилия Толмачева. Володинская героиня – так говорили про нее.

В начале 1960-х в СССР было две знаменитые Тамары. В Ленинграде, в БДТ у Товстоногова, главную героиню "Пяти вечеров" играла Зинаида Шарко. В это же время в Москве, в "Современнике", на сцену выходила Толмачева. Сегодня, через полвека после премьеры, эта пьеса в репертуаре "Современника" снова появилась. Причем это не восстановленный спектакль. Только не спрашивайте у Толмачевой про разницу, она все равно не сможет ответить. "Когда я села в зал и услышала родные, до боли знакомые слова, столько раз мною лично произнесенные, у меня просто потекли слезы. Слезы счастья, потому что снова в нашем зале Володин, снова я слышу его речь", – признается актриса.

Его наивные герои всегда мечтали об идеальном счастье и любви. Все это кажется нереальным, но большинство сюжетов Володин находил в жизни. "Мальчик, которому было тринадцать лет, посмотрел спектакль Ленинградского театра Ленинского Комсомола "С любимыми не расставайтесь". В главной роли были Лариса Малеванная. И со мной что-то произошло. Когда на сцене произносились слова: "Митя, я скучаю без тебя", мне казалось, мое сердце разорвется", – признается режиссер Виктор Рыжаков.

Его доверительная интонация может поставить в тупик режиссеров. Кажется, все понятно в его пьесах и сценариях, но как передать ту володинскую естественность, чтобы она не выглядела нарочитой. "С ней непросто работать, потому что она простая, как дыхание. Чтобы уловить эту простоту, нужно помучиться прилично", – говорит режиссер Александр Галибин.

Когда появился фильм "Пять вечеров" с Гурченко и Любшиным, ленинградская интеллигенция принялась рьяно критиковать картину. Михалков перенес действие знаменитой пьесы из северной столицы в Москву, а ведь родившегося в Минске Володина считают настоящим ленинградцем. "Он музыкант, он создатель непревзойденного нового диалога. Он единственный человек, кроме Жванецкого, который создал свой диалог", – считает режиссер Михаил Левитин.
У Володина было удивительное чувство юмора. Если кто-то и назовет его старомодным, то в данном случае слово "старомодный" прозвучит как синоним слову "настоящий".

В 14:20 смотрите на нашем канале телевизионный спектакль "Графоман", а в 21:15 – документальную ленту "Александр Володин. Так неспокойно на душе".

Читайте также:
90 лет со дня рождения Александра Володина. "Не хочется писать о трудном, страшном, мучительном"

"Пять вечеров" памяти Александра Володина