11.02.2009 | 12:50

Опера Моцарта в камуфляже

Античные герои в камуфляже! 13 февраля на сцене Мариинского театра состоится премьера оперы Моцарта "Идоменей, царь Критский". Это произведение стало дебютом 24-летнего композитора в оперном жанре и считается его первым "зрелым" произведением. Однако репертуарным хитом оперу назвать трудно. Впервые к "Идоменею" обращается и Мариинка, а вот режиссер постановки, молодой австриец Михаэль Штурмингер уже не раз ставил оперы своего соотечественника в Европе. Моцарта он называет "человеком нового времени" и стремится отразить это в решении спектакля. О репетиции "Идоменея" рассказывают "Новости культуры".

В Мариинском театре готовят новые декорации. Просвещенные театральные художники мурлыкают себе под нос арии из оперы Моцарта "Идоменей". Своим демократизмом австрийский режиссер-постановщик произвел на мастеров кисти благоприятное впечатление. "Михаэль, в отличие от наших мэтров, довольно скромен, лояльно себя здесь ведет", – замечает художник-декоратор Алексей Попов.

В эпоху Троянской войны на острове Крит жил царь Идоменей. После кровопролитной борьбы за прекрасную Елену, как сказали бы сегодня, его ждала почетная демобилизация. "Царь возвращается после десяти лет войны домой, и за это время он забыл, что такое мир. Он стал человеком войны. А вот народ на Крите наоборот не видел войны. Идоменей в своей голове, в своем сердце приносит эту трагедию войны к себе на родину", – поясняет режиссер Михаэль Штурмингер.

Австрийский режиссер поставил спектакль о войне и мире в общегуманитарном контексте. Теперь слово за исполнителями. Пока актеры репетируют свои партии, самые осведомленные зрители уже ждут премьеры. До нее осталось еще больше недели. Однако театральной общественности стоит подготовиться, ведь режиссер Михаэль Штурмингер решил актуализировать античную трагедию, не стесняясь в средствах художественной выразительности.

13 февраля в Мариинском театре появятся люди в комуфляже, а их предводитель выйдет с автоматом Калашникова. Актеры просят не волноваться – так видит оперу австрийский режиссер, ведь тема войны и мира актуальна всегда.

Военный камуфляж и поношенную старую одежду специально закупают для спектакля в магазинах сэконд-хэнда. История о послевоенном обществе и конфликте поколений должна выглядеть правдиво, насколько это возможно на оперных подмостках. Это произведение Моцарт написал накануне разрыва со своим отцом. "После того как он написал эту оперу, он сказал отцу: "До свиданья, я ухожу". Бросил все, оставил свое место в Зальцбурге и уехал в Вену, чтобы стать свободным художником", – рассказывает постановщик.

Идоменей в спектакле хочет принести в жертву своего сына, а Михаэль Штурмингер, наоборот, готов посягнуть на стереотипы предыдущих поколений. По его мнению, Моцарт – это совсем не музыкальные кружева галантного XVIII века. Это обнаженный нерв нашей современности.