11.02.2009 | 13:18

Франсес Моррис: "Одна коллекция позволяет рассказать разные истории искусства"

"Определяя конструктивизм" – так называется масштабная выставка Александра Родченко и Любови Поповой, которая откроется завтра в лондонской галерее "Тейт Модерн". До середины мая десятки тысяч посетителей одного из мировых центров современного искусства смогут познакомится с работами лидеров советского художественного авангарда. В 2008 году "Тейт Модерн" заняла почетное третье место в рейтинге самых посещаемых музеев планеты. При этом самой галерее всего восемь лет. Этот прорыв – личная заслуга куратора, Франсес Моррис. Недавно главный идеолог "Тейт Модерн" побывала в Москве и рассказала, каким должен быть музей нового тысячелетия. Рассказывают "Новости культуры".

Лекция Франсес Моррис в Москве прошла с аншлагом. Молодые люди слушали британского куратора не только стоя, но и сидя на полу, и даже вися под потолком. Стоит отметить, что шестьдесят процентов посетителей галереи "Тейт Модерн", в которой работает Франсес Моррис, младше тридцати пяти лет. Это большое достижение музейной политики, тайны которой Франсес Моррис решила приоткрыть москвичам. "Мы расширяем рутинный круг объектов, которые можно увидеть в музее – живопись, рисунок, скульптура – чтобы показать живые художественные практики в реальном времени, здесь и сейчас, на глазах у зрителя", – говорит куратор.

В ее музее искусство не только хранится, но и производится. "Периодически мы проводим так называемые "большие выходные" – четырехдневный фестиваль. Перфомансы, эксперименты в сфере театра и музыки – все это происходит непосредственно в стенах "Тейт Модерн"", – говорит Франсес Моррис. Она стала главным куратором Национальной галереи интернационального искусства с момента ее открытия в 2000 году. Именно ей пришлось придумывать, как разместить коллекцию в здании бывшей электростанции. Находясь в Москве, Франсес Моррис заглянула в залы Московского "Винзавода", который не так давно пережил подобную конверсию. ""Тейт Модерн" очень повезло, что авторы реконструкции – Херцог и де Мерон – сохранили в какой-то мере индустриальный шарм доставшейся нам электростанции. У нас есть места, как здесь: кирпичные стены, бетонный пол, балки", – рассказывает она.

Заповедник индустриальной архитектуры в галерее "Тейт Модерн" – огромный Турбинный зал. Эксклюзивное пространство для масштабных инсталляций площадью три с половиной тысячи квадратных метров. Каждый год там дают развернуться какому-нибудь художнику. В прошлом году колумбийский мастер Дорис Сольсидо организовала гигантскую трещину. "Вообще-то, она имела ввиду политические и разные другие границы, разделяющие людей, но мы решили, что это шутка на предмет трещины в фундаменте нашей институции", – замечает куратор галереи.

Помимо Турбинного зала, в "Тейт Модерн" есть и обычные помещения. "Условия экспонирования живописи кубистов очень отличаются от условий, которых требует инсталляция Кабакова. Я считаю, музей должен располагать разноплановыми пространствами", – добавляет Франсес. Зал Марка Ротко сильно отличается от зала концептуалистов.

Нейтральные залы с белыми стенами преображает концепция развески. Франсес Моррис три года назад радикально изменила ее с хронологической на тематическую. К примеру, отношение к идее и объекту объединяют Дюшана и Сол Левитта. "Художники – известные путешественники во времени. Влияния и диалог с другими субъектами истории искусства для них – это вопрос выбора. Мы отказались от хронологического принципа развески, чтобы показать связи между художниками, живущими в разные времена", – поясняет Моррис.

"Одна коллекция позволяет рассказать разные истории искусства", – утверждает она. Франсес Моррис регулярно обновляет экспозицию, расширяет географию закупок и само музейное пространство. К 2012 во дворе "Тейт Модерн" должен появиться новый полигон для смелых кураторских решений.