11.02.2009 | 15:47

На "Карте мира". 10 февраля 2009 года

В Лувре рядом с оригиналом картины Леонардо да Винчи открылась выставка под названием "Похороны Моны Лизы". Ее автор – франко-китайский художник Янь Пэй-Мин. Центром выставки стала увеличенная копия "Моны Лизы". Картина выполнена в серых тонах, лицо Джоконды и все полотно покрыто мрачными подтеками. Согласно одной из интерпретаций, художник представляет публике печальный итог нещадной эксплуатации образа Джоконды во все века его существования, особенно в последние сто лет. Рассказывают "Новости культуры".

***
Берлинале порадовала своих гостей очередной премьерой. В рамках основной конкурсной программы на суд жюри представлен фильм "Дорогуша" Стивена Фрирза. Картина масштабная, костюмированная – это продукт уровня британского режиссера, за плечами которого "Королева" и "Опасные связи". Главную женскую роль исполнила звезда мировой величины Мишель Пфайффер.

Мишель Пфайффер, актриса: "Это фильм о том, что человек всегда хочет взять от жизни побольше. Человек все время ждет, когда ему исполнится больше лет: 40, потом 50. Я сама это испытала. Постоянно находиться в ожидании чего-то – ужасно. Счастлив тот, кому удается остановиться и довольствоваться тем, что у него есть".

Париж накануне Второй мировой войны. В основе сюжета ленты – история любви молодого человека по прозвищу Дорогуша к немолодой куртизанке в отставке, которую и играет Пфайффер. Актриса уже работала со Стивеном Фрирзом 20 лет назад над картиной "Опасные связи".

***
Разные жанры, далекие друг от друга стили, различные эпохи. В мадридском музее Тиссен-Борнемиccа – десятки картин со всего света, созданные со времен Ренессанса до наших дней, собранные в общую экспозицию. Все эти полотна объединяет одно: рисуя их, художники большое значение уделили тени. Выставка поделена на две части. Первый зал демонстрирует, насколько по-разному относились к тени живописцы разных эпох. Импрессионисты экспериментировали с ней, заставляя взаимодействовать со светом. Художники романтического и постромантического периодов воспринимали тень как один из главных признаков удавшейся картины: они считали умение работать с тенью отличием настоящего мастера. Во втором зале – более поздние эксперименты: как играли с тенью испанские сюрреалисты и немецкие экспрессионисты. А в конце экспозиции – тень в других жанрах – от фотографий Мэна Рэя и Андре Кертеша до фильмов Орсона Уэллса и Питера Гринуэя.

***
А в другой части Мадрида фотохудожник Чема Мадос творит новое искусство. Фотография – лишь половина его каждого творения. Объекты для съемок он тоже создает сам. В его руках обычные предметы приобретают новое значение. Например, птичье перо становится пламенем свечи, а рыболовные крючки – шипами розы.

Чема Мадос, фотограф: "Мои работы – это словарь. И с его помощью я пытаюсь рассказать о моих чувствах и надеждах".

В начале 80-х Мадос изучал живопись в Мадриде. А уже в 85-м году открылась его первая персональная выставка. Восхищенные критики назвали творчество фотохудожника сюрреалистическим юмором. Главный принцип Мадоса – никакой компьютерной графики. Ретроспективная выставка лучших работ художника проходит в мадридской галерее "Кадо".