11.02.2009 | 19:33

Третьяковка открывает неизвестного Репина

"Прощание Пушкина с морем", профиль Горького, наброски изображений скульптур Микеланджело – двадцать пять рисунков Ильи Ефимовича Репина пополнили собрание Третьяковской галереи. Сегодня они впервые представлены на всеобщее обозрение публики. Эта коллекция охватывает все периоды творчества мастера: от его первых самостоятельных шагов в Императорской Академии художеств до поздних зрелых работ. Рассказывают "Новости культуры".

Третьяковская галерея владеет множеством рисунков Репина, и с каждым из них связана какая-либо история из жизни мастера. Приобретение новых рисунков поможет не только заглянуть в лабораторию мастера, но и открыть новые сюжеты.

Подлинность приобретенных рисунков не вызывает сомнений. Первоначально они принадлежали дочери художника Вере Ильиничне Репиной. Об этом говорят отдельные пометы на рисунках. Лишь один лист пришлось тщательно исследовать. Специалисты Третьяковской галереи предположили, что он принадлежит сыну Ильи Репина – художнику Юрию Репину. В 1894 году они вместе путешествовали по Италии и рисовали пейзажи с одной точки. "В данный момент эти сомнения отпали, потому что в нашем альбоме, который хранится давно, та же нумерация листов оливковым карандашом, тот же размер листа. И в нашем альбоме нумерация девятого листа отсутствует. Там остались следы вырезанного листа", – рассказывает куратор выставки Лидия Торстенсен.

До сих пор специалисты не могут разгадать сюжет одного из приобретенных рисунков Репина. В фондах галереи уже имеется подобная работа. Удалось выяснить, что оба изображения написаны в одно время, и у них одинаковый размер листа. "Что задумано, пока для меня остается загадкой. Хотя Елена Владимировна Кириллова из Пенат глубоко убеждена, что это одна из первых мыслей "Манифестации 1917 года", которую Репин написал позднее", – продолжает Лидия Торстенсен.

Пока остается неизвестным имя одного персонажа на групповом портрете с изображением финских знаменитостей. Исследователям только предстоит его выяснить. После длительного периода домашнего хранения рисункам требовалась реставрация. Были устранены разрывы, изломы бумаги, различные потертости, но вот от желтизны реставраторы решили не избавляться. "Можно совсем. Но мы решили оставить патину времени. Это остается в рисунках. Чтобы рисунок выглядел в том времени, когда его создал художник", – поясняет реставратор Анна Исайкина.

В течение двух месяцев двадцать пять рисунков Ильи Репина, созданных в разные периоды, будут представлены на выставке. Ну а затем исследования продолжатся.