12.02.2009 | 13:02

Светлана Безродная: "Я сначала делаю, потом думаю"

Народная артистка России Светлана Безродная сегодня принимает поздравления с юбилеем. Энергия, темперамент, творческий поиск – успешному дирижеру эти качества должны быть присущи изначально. Художественный руководитель "Вивальди-оркестра" уверяет, что по своей натуре она вовсе не лидер. Просто однажды перспективную студентку Московской консерватории не приняли в оркестр лишь потому, что она женщина. Создание единственного в мире женского классического музыкального коллектива стало для нее вызовом судьбы и приключением. Это счастливое приключение длится уже двадцать лет. Рассказывают "Новости культуры".

В ее футляре для скрипки, как и у многих концертирующих музыкантов, рядом с инструментом лежат семейные фотографии и письма поклонников. Будто и не было тех долгих лет, когда Светлана Безродная запрещала себе не только играть, но даже прикасаться к скрипке. Преподавая ученикам, она все объясняла на словах. До сих пор остается тайной, почему двадцать лет она не брала в руки инструмент. И вдруг Безродная вновь решила выступать. Причем не просто играть на большой сцене, а создать оркестр, в котором участвовали бы только женщины.

Светлана Безродная отправилась в Министерство культуры, умолчав лишь об одном: состав ее коллектива еще не был сформирован – существовала лишь идея. В апреле 1989 года бумаги подписали, а через месяц назначили первый концерт в Колонном зале Дома союзов. "Я моментально собираю девочек, которые приехали из республик. Это называется "целевички"", – рассказывает Безродная. "Женский камерный оркестр" – такое название показалось ей чудовищным. "Думала, думала, что же делать – и вдруг само по себе является имя Вивальди", – вспоминает она.

В то, что скрипка вновь зазвучит в руках Светланы Безродной после стольких лет молчания, никто не верил. А она, выбрав самые трудные скрипичные сочинения, взяла инструмент и вышла на сцену. "Я так же делала со своими учениками, давала заведомо трудные, невыполнимые сочинения и только таким образом их вытаскивала. Как Мюнхаузен вытаскивал себя за волосы, только так", – говорит художественный руководитель Государственного академического камерного "Вивальди-оркестра".

Скрипка, на которой играет Безродная, из Государственной коллекции. Однако она может выйти на сцену и с простым инструментом. "Когда-то меня Ростропович учил, – замечает Светлана. – Он говорил, какая разница, на каком инструменте, с каким смычком. На палку натянул конский волос – и иди играй".

Один из секретов ее успеха в том, что она ставит перед оркестром неординарные задачи. "Я сначала делаю, потом думаю. Не знаю – хорошо это или плохо", – признается она. Каждый концерт "Вивальди-оркестра" подразумевает новую программу. На подготовку отводится две недели. Очередная репетиция закончена. Музыканты ушли, а Светлана Безродная продолжает работать и мечтать о создании еще одного коллектива. Она уже придумала, каким он будет. Осталось воплотить в жизнь новую идею.

Читайте также:
Светлана Безродная. Сцена как среда обитания