12.02.2009 | 19:37

95 лет со дня рождения Михаила Названова

Михаил Названов никогда не был заложником одного амплуа или жанра. Он играл во МХАТе, в Театре имени Моссовета, Театре Пушкина, снимался у корифеев кино – Эйзенштейна, Козицева, Ромма, Параджанова. В совершенстве владея искусством перевоплощения, он не боялся примерять самые разные, порой противоположные характеры. Ответом ему всегда была искренняя любовь зрителей. Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Михаила Названова. Рассказывают "Новости культуры".

Прославленным пианистом, а вовсе не актером, мечтали видеть Михаила Названова его родители, и он, кажется, был совсем не против. Учился в музыкальном училище при Московской консерватории, но в семнадцать лет неожиданно для многих променял музыкальную сцену на театральную. "Его внутренние мотивы – это тайна. Мать всю жизнь его пилила за то, что он бросил инструмент: "Миша, Болеслав Яворский говорил, что у тебя рука Ференца Листа. Как ты мог бросить?"" – рассказывает историк, исследователь творчества Михаила Названова Игорь Гаврилов.

Сегодня возникает совсем другой вопрос: как можно было сомневаться в том, что призвание Названова – быть актером? Не имея театрального образования, он создал великолепную галерею образов на сцене и в кино. Молодой советский воин Андрей Панов, "Гамлет", властный и трусливый Король Клавдий... Свою любимую роль, по признанию самого Михаила Названова, он сыграл в Театре имени Пушкина, в спектакле "Свадьба Кречинского". "Названов с двадцатилетнего возраста мечтал сыграть Кречинского. Вы бы только видели, как он готовился к этой роли. За два дня он запирался в своей комнате. Нельзя было к нему ни постучаться, ничего. Миша готовился к роли Кречинского", – продолжает Игорь Гаврилов.

Театр и кинематограф никогда не вели между собой борьбу за внимание Михаила Названова. Он много снимался, хватало ролей и в театре. К моменту, когда режиссер Владимир Басов пригласил Названова в кинодилогию "Первые радости" и "Необыкновенное лето", он уже был знаменитым актером, лауреатом трех Государственных премий СССР, а Виктор Коршунов только делал первые шаги в кино. "Он меня взял за руку и отвел в сторону, посадил, сел рядом и говорит: "Только не волнуйся. Я тебя очень прошу, не беспокойся, спокойно. Работаем. Давай повторим нашу сцену". Мы с ним повторили нашу сцену, прошли, он какие-то вещи поправил, подсказал", – вспоминает народный артист СССР Виктор Коршунов.

В работе Михаил Названов всегда был отзывчивым, внимательным к коллегам и в то же время очень требовательным. "Когда он приходил, на съемочной площадке сразу воцарялся порядок, и люди как-то подтягивались. Все понимали, что при нем чего-то лишнего не должно быть", – продолжает Коршунов.

Музой Михаила Названова была актриса Ольга Викландт. Об их любви слагали легенды. Специально для мужа Ольга Артуровна в Театре имени Пушкина поставила спектакль "На бойком месте", а Названов снял дня нее кино. "Когда встретился с Ольгой Артуровной Викландт, он ей поклялся: "Я вижу в тебе Мирандолину, и я клянусь, что я поставлю фильм "Хозяйка гостиницы" с твоим участием"", – замечает историк Игорь Гаврилов.

Свое обещание он выполнил. В 1956 году на экраны вышла картина "Хозяйка гостиницы" – режиссерский дебют Михаила Названова. Роль короля Клавдия в фильме Григория Козинцева "Гамлет" стала последней актерской работой Михаила Названова. Сразу после премьеры фильма его не стало. Но остались роли. Такие разные и такие яркие.

Читайте также:
Михаил Михайлович Названов. Опальный баловень судьбы