13.02.2009 | 12:21

"Люди хохочут и морщат лоб в Театре Мейерхольда на комедии "Клоп"..."

"Сделайте нам красиво" – это требование впервые прозвучало восемьдесят лет назад из уст актера Игоря Ильинского. 13 февраля 1929 года в Театре Всеволода Мейерхольда состоялась премьера спектакля "Клоп". Эту пьесу Владимир Маяковский написал в считанные недели и лично принял обязанности ассистента режиссера. Кстати, ассистировать Мейерхольду в разоблачении наступавшего мещанства согласились выдающиеся мастера отечественного искусства: Родченко, Кукрыниксы, Шостакович. Премьера имела успех и вызвала бурные дискуссии в печати. Однако вскоре "Клоп" исчез с афиш. О сложной сценической судьбе пьесы рассказывают "Новости культуры".

"Люди хохочут и морщат лоб в Театре Мейерхольда на комедии "Клоп"" – узнаваемый плакатный стиль Маяковского. Рекламные листовки с текстом автора пьесы бесплатно распространяли перед спектаклем. Из подлинных свидетельств той премьеры 1929 года остались афиши, воспоминания, черно-белые фото и редкие кадры кинохроники. На одной из фотографий можно увидеть Маяковского и Мейерхольда на репетиции "Клопа", а на другой к ним присоединились Дмитрий Шостакович и Александр Родченко.

"Первая читка состоялась в квартире в Гендриковом переулке 26 декабря 1928 года. По свидетельствам очевидцев, Мейерхольд, выслушав чтение пьесы, упал перед Маяковским на колени, гладил его руки и восклицал: "Гений! Мольер!"", – рассказывает старший научный сотрудник Музея Маяковского Юлия Леднева.

В Музее Маяковского "Клопу" посвящена лишь небольшая часть экспозиции, да и то вперемешку с пьесой "Баня". Воссоздан стол, за которым в первом действии праздновали "красную свадьбу". В 1929 году критика обвиняла Кукрыниксов в безвкусице, хотя они опирались на принцип вещественного оформления и даже купили для спектакля настоящие мещанские вещи. Художников, кстати, приглашал Маяковский. Мейерхольд вообще предоставлял удивительную свободу автору. "Маяковский работал с актерами над текстом. Более того, даже репетировал какие-то мизансцены, показывал, как это нужно делать, и делал это так, что всегда репетиции проходили с хохотом, с весельем", – продолжает Юлия Леднева.

Игорь Ильинский исполнял роль Присыпкина. Актер считал этот образ удачей, и все благодаря Маяковскому. Всеволод Мейерхольд рекомендовал Ильинскому послушать, как читает пьесу автор. Актер вспоминал, что Маяковский "читал эту роль в своей обычной манере монументальной безапелляционности и особенного, ему одному свойственного, торжественного и даже благородного пафоса". "Сразу после выхода спектакля упрекали в искажении образа будущего, нарпимер. Упрекали Маяковского, а не Мейерхольда. Гораздо позже, когда Маяковский сделался первым поэтом, а Мейерхольд – формалистом, ответственность переложили на Мейерхольда", – поясняет театровед Вадим Щербаков.

Главное, тогда критика не поняла, что Маяковский описывал будущее, с точки зрения мещанского сознания главного героя. Второе действие "Клопа" оформлял Александр Родченко. На черно-белых фотографиях не видно, но костюмы были в розово-голубых тонах. "Мейерхольд сравнивает комедию Маяковского, во-первых, с Гоголем и Грибоедовым, а во-вторых, вспоминает о современной музыке. Говорит, что она похожа на квартет Хиндемита", – добавляет Вадим Щербаков.

Впрочем, Дмитрию Шостаковичу к спектаклю "Клоп" заказали написать такую музыку, которую играет оркестр пожарников. Через несколько лет после премьеры "Клопа" Мейерхольд собирался делать новую редакцию, да и другие режиссеры обращали на эту пьесу свое внимание. Сейчас очевидно, что необходимо искать какой-то неожиданный ход для сценического решения этой пьесы и, возможно, идти на эксперимент. Например, в конце 1990-х "Клопа" поставили в Китае. История Присыпкина там оказалась актуальной.