16.02.2009 | 11:34

Виртуальное место встречи музыкантов – форум "Классика"

В Москве прошел фестиваль интернет-форума "Классика". Впервые люди, которые раньше прятались за "никами" – то есть интернет-именами – встретились для того, чтобы вместе исполнить и послушать музыку. Большинство участников фестиваля довольно молоды, но среди них уже есть немало настоящих звезд. Борис Андрианов, Екатерина Мечетина, композитор Павел Карманов. Общение в сети стало для них необходимым условием творчества. О музыкантах, которые не мыслят своей жизни без новейших технологий, рассказывают "Новости культуры".

Борис Лифановский знает о музыке в Интернете все и даже больше. В 2002 году он создал форум "Классика". "Получаешь удовольствие оттого, что это есть, что ты это сделал", – говорит Борис. Когда все начиналось, он с нетерпением ждал начала Конкурса Чайковского. Лифановский понял, что наступили другие времена, изменились нравы. Страстно обсуждать конкурсные перипетии, как раньше, уже не пристало. Поэтому обсуждение и высказывание мнений, иногда диаметрально противоположных решению жюри, перенесли в Интернет.

Одним из первых участников форума стал участник уже следующего Конкурса Чайковского Сергей Кузнецов. "В силу своей профессии мы, музыканты, особенно пианисты, которые не сидят в оркестре, в большой степени домоседы, поскольку привязаны к роялю. Интернет – это возможность общения с собратьями по цеху", – поясняет он.

Кузнецов вспоминает: когда он шесть лет назад стал участником форума, там было зарегистрировано человек пятьдесят, и все профессионалы. Среди них была и пианистка Екатерина Мечетина. Ее утро начинается с того, что она вводит в поисковую строчку свою фамилию и смотрит, что нового о ней написано. Екатерина с ностальгией вспоминает времена, когда на форуме корректные профессионалы, как в элитном и потому небольшом клубе, обсуждали разные темы и проблемы. "То, что форум сейчас такой многочисленный, превратило его в толпу. И законы толпы там тоже действуют. Воинствующий дилетантизм иногда процветает, как это ни грустно", – замечает она.

Самый молодой профессор Московской консерватории Павел Нерсесьян считает, что увеличение аудитории форума за счет непрофессионалов неизбежно. Он всегда читает интернет-отзывы о своих концертах. Говорит, что это очень помогает. "Я помню реакцию своих коллег: "Вот, написали. Какой ужас! Надо запретить!". А другие говорят так: "Да пусть дрыгается, от меня не убудет"", – рассказывает Нерсесьян. Он относит себя ко второй категории и советует своим ученикам пользоваться всеми возможностями Интернета. "Это все способ, чтобы тебя запомнили. Конечно, в этом есть немножко рекламы. Но реклама и искусство здесь должны запоминаться. Все это должно стать событием", – убежден музыкант.

Композитор Павел Карманов вообще считает себя интернет-зависимым композитором. "Я прикован к Интернету. Я работаю дома и все время нахожусь онлайн. Много заказов я получаю по Интернету. Сейчас я не езжу ни на встречи, ни на переговоры. Тем более, по Интернету можно пересылать большие объемы", – рассказывает он.

Но вот парадокс: чем больше Интернет входит в нашу жизнь, тем мучительнее активным пользователям хочется встретиться в реальной жизни. Поэтому после шестилетнего общения в сети самые активные и профессиональные участники форума "Классика" встретились на концертах. "Обсуждали, и захотелось опять переходить в реальную жизнь. Музыка – это такая вещь, которую нужно не только обсуждать, но и играть ее, и слушать", – поясняет Борис Лифановский.

Борис Лифановский ждет, когда появится поколение Next, выросшее вместе с форумом. Сейчас его месячная аудитория составляет 170 тысяч человек. Какую музыку они будут играть и слушать, зависит в том числе от новой, виртуальной картины мира.