16.02.2009 | 19:34

История БДТ глазами зрителей

Большому драматическому театру имени Товстоногова – 90! Никаких пламенных речей и никаких ретроспектив. Отмечая 90-летие, старейший петербургский театр на время юбилейных торжеств уступает родную сцену коллегам из Москвы. С 23 февраля по 8 марта в честь знаменитой труппы в БДТ представят свои лучшие постановки Малый и "Современник", МХТ и Московский ТЮЗ. А собственную премьеру к юбилею Большой Драматический покажет 27 марта, в Международный день театра. Режиссер постановки Темур Чхеидзе встречает юбилей в работе. Идут последние репетиции "Дона Карлоса".

Сегодня президент страны подписал Указ о награждении художественного руководителя БДТ Темура Чхеидзе орденом Почета "за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства". Темур Чхеидзе обратился к Шиллеру не спроста. Именно шиллеровский "Дон Карлос" стал первой премьерой БДТ девяносто лет назад. За девять десятилетий были и взлеты, и падения. Бесспорно, один из лучших периодов БДТ – время Георгия Товстоногова. История БДТ глазами зрителей – в репортаже "Новостей культуры".

"Как только мы выходили из троллейбуса, сразу нам задавали вопрос: "Нет ли лишнего билетика?". Мы уже не спрашивали, о чем речь. Было понятно, что в БДТ так просто не попасть", – рассказывает зрительница Алла Кузнецова. Она помнит, как перед спектаклем шли ожесточенные бои за лишний билетик. Каждый шаг был, как новая высота. У самого подъезда заветный пропуск на последний ярус предлагали уже втридорога.

Как правило, зрительская диспозиция была известна заранее. Все раскупали еще на рассвете. Перед открытием кассы сонная очередь собиралась на набережной. Люди из рук в руки передавали список фамилий. Ленинградка Алла с подругами всегда были в авангарде. "Мы купили билет на спектакль "История лошади", и пара была из Екатеринбурга. У мужчины в глазах стояли слезы. Он просто умолял, говорил: "У вас же еще будет возможность попасть...". И мы им отдали билеты, которые с таким большим трудом сами купили", – вспоминает Алла Кузнецова

Вокзал-театр-вокзал – маршрут многих зрителей был расписан по минутам. В Ленинград приезжали на один вечер. В толпе у гардероба москвичи поднимали вверх железнодорожные билеты. Их пропускали вперед, ведь "Красная стрела" уходила через час после спектакля. Такой междугородний аншлаг был на "Истории лошади". Этот барьер толстовской прозы БДТ взял с легкостью. "Басилашвили – Князь. И эта последняя сцена... Просто до разрыва сердца", – вспоминает Алла.

Такая популярность была следствием действий талантливого театрального стратега, режиссера Георгия Товстоногова. В середине 1950-х он пришел в театр, в котором из трех дверей, ведущих в зал, две были заколочены, а половина партера была накрыта белым покрывалом даже во время спектакля. Товстоногов начал с легких комедий: "Шестой этаж", "Безымянная звезда". Он установил, по собственному выражению, "добровольную диктатуру".

Актер Сергей Лосев вспоминает, как Товстоногов заставлял всю труппу звучать в унисон, а партию солиста всегда оставлял за собой. Так было, например, на читке пьесы "На дне". "Это было художественное произведение, как он описывал, как он видит этот спектакль. Он каждую роль расписал, как дерево с веточками, которые сходятся все в одной фразе: "Какую песню испортил, дурак"", – поясняет заслуженный артист России.

"Варвары", "Горе от ума", "Мещане", "Идиот"... Даже самую маленькую роль Товстоногов умел выхватить крупным планом. Студентка Алла Кузнецова знала об этом не понаслышке, хотя сидела обычно на верхнем ярусе. "И бинокли у нас были не такие, как сейчас, такой театральный вариант. Поскольку у меня отец был военный, то полевые, настоящие, и нам все было чудесно видно", – отмечает Алла Кузнецова.

Новейшая история БДТ – это классическая трагедия, романтическая драма и высокая комедия, как и задумывали его основатели. Шиллер и Шекспир, как в первом сезоне в 1919 году; Горький, как в середине прошлого века; современные зарубежные пьесы. Все девяносто лет умещаются в нескольких строках театральной афиши.

Читайте также:
БДТ – театр большой мысли и большой страсти