17.02.2009 | 12:58

Елена Кузьмина – актриса без амплуа

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения актрисы Елены Кузьминой. Она пришла в кино еще в эпоху "великого немого", а свою последнюю роль сыграла в конце семидесятых. Сегодня Кузьмину назвали бы "актрисой без амплуа". Козинцев и Трауберг восхищались ее темпераментом, Борис Барнет – лирической женственностью, а великий Ромм был уверен, что она может сыграть абсолютно все. При этом сама артистка не переставала сомневаться в правильности выбранного пути. Рассказывают "Новости культуры".

Все началось с ленинградской школы ФЭКС – Фабрики эксцентрического актера. Молодые режиссеры Козинцев и Трауберг сразу приняли шестнадцатилетнюю актрису. Кузьмина была в восторге. Позже она писала, что это было самое лучшее время. В 1929 году актриса снялась в своей первой роли в фильме "Новый Вавилон", где сыграла продавщицу Луизу. Однако, впервые увидев себя на экране, она сделала запись в дневнике: "Более уродливой актрисы, чем я, экран еще не видел. Я понимаю, надо ломать все буржуазные каноны, но не до такой же степени".

Сломать буржуазные каноны в кино, возможно, ей удалось, но в жизни она оставалась истинной аристократкой. Лидия Федосеева-Шукшина вспоминает, как впервые увидела знаменитую актрису: "Это был абсолютно кинематографический кадр. Вот эта темная комната, только от абажура свет, курящая Елена Александровна с этими папильотками и очень серьезное разложение пасьянса".

После нескольких работ у Козинцева и Трауберга Лев Кулешов пригласил молодую актрису в свою картину "Горизонт". Кузьминой не понравились съемки. Ей показалось, что Кулешов просто командует, в какую сторону смотреть. Никакой актерской свободы. В одной из сцен она должна была есть. Режиссер попросил актрису жевать "в темпе вальса". Кузьмина парировала: "Меня от вальса тошнит", но в итоге покорилась.

Позже состоялась встреча с Борисом Барнетом – бывшим боксером, другом Кулешова. На съемках "Окраины" актриса и режиссер поняли, что влюблены. Вскоре Барнет стал ревновать Кузьмину к работе, запрещал сниматься у других режиссеров и вообще решил, что она не актриса. Вскоре и сама Кузьмина стала сомневаться в своем таланте. После фильма "У самого синего моря" она поняла, что уйдет. Однако судьба подарила ей встречу с Михаилом Роммом.

Фильм "Тринадцать" стал решающим. Она уже не сомневалась, что кино – это ее призвание. Жизнь с гениальным режиссером была счастливой, Кузьмина часто снималась. Это было сотворчество двух влюбленных в кино людей. Смерть мужа, великого Ромма, стала для нее концом бурного романа с кино. Актрису перестали приглашать сниматься, и только в 1977 году Динара Асанова пригласила ее на роль матери в фильме "Беда".

"Глядя на нее, я была абсолютно уверена, что женщина прожила страшную жизнь, с такой жуткой судьбой, вот эта одинокая женщина, любящая безумно своего сына-алкоголика", – рассказывает Лидия Федосеева-Шукшина.

На съемках Елена Кузьмина была покорной, что противоречило ее темпераменту. Впрочем, и роль была для нее совершенно неожиданной. "У нее не было никаких таких претензий и желания настоять на своем. Наоборот, она даже слушала, потому что для нее это была необычная роль, да еще после огромного перерыва", – рассказывает народный артист РСФСР Алексей Петренко.

Она пережила своего мужа на восемь лет. В строчках своего дневника Елена Кузьмина часто вспоминала работу с Козинцевым и Траубергом, Кулешовым, с Борисом Барнетом. Она все чаще признавала, что, несмотря на все сложности, это были ее лучшие годы в кино. Ведь тогда вся жизнь была еще впереди.

В 10:50 минут на нашем телеканале был показан фильм с участием Елены Кузьминой "У самого синего моря", а в 12:00 в эфир вышла передача из цикла "Легенды мирового кино".

Читайте также:
К столетию со дня рождения Елены Кузьминой