17.02.2009 | 19:42

"Белая сказка Сибири"

Шкатулки и ларцы, ажурные кубки и миниатюрная скульптура – история костерезных промыслов России представлена на выставке в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Из зуба кашалота и бивня мамонта резчики по кости издревле создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. На выставке «Белая сказка Сибири» представлено более сотни шедевров от древних времен до наших дней. Рассказывают «Новости культуры».

«Минимум вмешательства в материал природы» – под таким девизом реставратор Александр Пирогов готовил музейную коллекцию изделий из кости к «выходу в свет». Спустя десять веков костяные наконечники для стрел, найденные во время археологических раскопок в могильниках омского Прииртышья, снова стали острыми. Другие предметы использовали в работе прекрасные северянки. «Когда изготавливали нить, то на веретено надевали в виде грузиков пряслица. Они имеют с лицевой стороны солярные изображения», – поясняет сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Игорь Глазов.

Северные народы жили в гармонии с природой, которая служила древним мастерам источников вдохновения. Эскимосы и чукчи подарили миру объемную анималистическую скульптуру. На белых моржовых клыках гравировались целые сцены охоты на морского зверя, герои народных сказок. В конце XIX века американские китобойные суда увозили с берегов Чукотки «северную экзотику», а в Холмогоры близ Архангельска шли царские заказы на изготовление ларцов, гребней, чарок и посохов из кости. Холмогорских мастеров, славившихся техникой ажурной резьбы, не раз приглашали для работы в Оружейную палату Московского Кремля. Спустя два века о себе заявили тобольские мастера, а в 1935 году искуснейшие умельцы впервые представили свои работы на профессиональной выставке в Омске.

«В прессе, в газете "Омская правда", звучала и критика тобольских косторезов. Отмечалось, что они работают на традиционные темы и совсем не отражают те социалистические преобразования, которые происходят в стране», – рассказывает сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Анна Царегородцева

Так появились костяные шахтеры «В забое» – в честь начала стахановского движения в стране, партизаны, красноармейцы и даже вождь пролетариата, читающий газету «Правда». Однако, несмотря ни на что, косторезы вернулись к природным мотивам, возродив в конце ХХ века традицию древнего промысла и сохранив «Белую сказку Сибири».