18.02.2009 | 14:31

Более ста уникальных икон на выставке в Пушкинском музее

Воспринимать икону вне связи с ее прямым назначением это тоже, что и рассматривать, например, литургию с точки зрения постановочного искусства. Теряется главный, внутренний смысл. Подчеркнутая условность изображения, метаморфозы света и перспективы могут вызвать у неподготовленного зрителя множество вопросов. Но и как предмет искусства русская икона необыкновенно красива, потому что художественна. И это демонстрирует выставка, приуроченная к столетию открытия русской иконы как явления искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Иконы называют умозрением в красках. "В них происходит деформация реальности во имя реальности обобщения", - писал один из исследователей икон Алсуфьев. Одним из первых красоту икон отметил Илья Остроухов. Он начал собирать коллекцию древнерусской живописи и показывать ее своим друзьям. Правда, не все оказались в восторге от увиденного. Иконы выглядели темными и были покрыты несколькими слоями записей. К тому же, в отличие от картин, непривычными оказались пропорции, отсутствовала прямая перспектива. Только когда реставраторы очистили иконы от грязи и олифы, они предстали в первоначальном виде. Одновременно икона как произведение искусства получила признание не только в России, но и на Западе. В 1910-ом году в Москву приехал Матисс и открыл для себя древнерусскую живопись.

Алина Логинова, куратор выставки: "Матисс, когда увидел эти русские иконы, сказал: "Вот куда нужно всем художникам ехать учиться. Не в Италию, а в Россию, учиться у русской иконы". Потому что все проблемы, которые стояли перед русским искусством в начале XX века, – цвета, линии, силуэта – все это есть в иконе".

Первая масштабная выставка икон прошла в 1913-ом году. А первые экспедиции во главе с Грабарем были организованы уже в 1918-ом году. Древнерусскую живопись стали изучать Флоренский, Алсуфьев, Сычев. Но в 30-ые годы они оказались в тюрьме. Следующий этап изучения икон начался уже после Великой Отечественной. Тогда был создан музей Андрея Рублева. Иконы стали поступать в Третьяковку и Русский музей. Большинство икон попадало в частные коллекции и оседало там. Лишь в 74-ом году удалось сделать первую выставку из личных собраний. В ее организации принимал активное участие известный реставратор Савва Ямщиков.

Савелия Ямщиков, почетный председатель оргкомитета выставки: "Когда мы готовили эту выставку, некоторые мне говорили: "Ну, Савва, это абсурд. Никто вам не разрешит". Если у нас коллекционер сразу приравнивался к преступнику, жулику. Но разрешили".

В 74 –ом году на выставке была представлена икона XV века из коллекции Сергея Воробьева. Один из шедевров нынешней экспозиции. Коллекционер обнаружил ее в Подмосковье на одном из чердаков.

Сергей Воробьев, коллекционер: "Там действительно было много икон. Большинство облетевших. Просто доски, а некоторые в удивительной сохранности".

В центре экспозиции оказалась икона " Преображение" из Новгорода начала XV века. Коллекционер Михаил Де Буар обнаружил ее, когда икону хотели вывезти за границу.

Михаил де Буар (Елизаветин), коллекционер: "Не имеет аналогов во всем мире "Преображение" такого размера и качества. Когда все составляющие включены – возраст, сохранность, мастерство, школа".

У каждой иконы своя история. И этой выставкой они не заканчиваются.

Читайте также:

Алексей Мокроусов о художественной школе русской иконописи

Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков в Пушкинском музее