19.02.2009 | 11:52

"Американские художники из Российской империи"

В Русском музее открывается уникальная выставка "Американские художники из Российской империи". Всех художников и скульпторов, чьи работы вошли в экспозицию, объединяет место рождения – Российская империя. Все они покинули родину до конца 1930-х годов и обосновались в США. Произведения для этой выставки представили Музей "Метрополитен", Вашингтонская национальная галерея, Художественный институт Чикаго, а также частные собрания и коллекционеры. Есть в экспозиции и несколько работ из фондов Русского музея и Третьяковки. "Русский след" в американском искусстве – в репортаже "Новостей культуры".

"Американские художники из российской империи" – это вторая выставка музейной трилогии, в которую также входят реализованный проект "Русский Париж" и проект, который только готовится к осуществлению, "Русский Берлин". Масштабная экспозиция демонстрирует влияние, которое оказали русские художники-эмигранты на американское искусство первой половины ХХ века. Тематика и стилистика представленных работ оказалась на редкость разнообразной. Например, работа Давида Бурлюка 1933 года называется "Позор всем кроме мертвых", или "Город безработных". Мастер русского футуризма запечатлел образы Великой депрессии. Произведение Павла Челищева "Феномены", приехавшее из Третьяковки, на выставке дополняют полотна художника из частных американских собраний "Анатомическая картина" и "Мальчики дерущиеся в пшенице".

Русские в Америке шли разными дорогами. Кто-то остался заложником национальной тематики, другие с головой окунулись в заокеанскую действительность. "На этом отрезке залов Русского музея мы попытались показать слой русского менталитета, который не растворился в американской культуре", – рассказывает координатор выставочных проектов Русского музея Йозеф Киблицкий.

Самые "американизированные" полотна экспозиции принадлежат Борису Шаляпину, сыну великого певца, успешному портретисту, автору обложек журнала Time. Намека на русскую академическую школу в его работах уже почти нет. Художникам, чьи принципы были сформированы в России еще до революции, войти в контекст американского искусства было не просто. "Они не привыкли писать пропорции, окна, которые не видят, не привыкли к этому цвету. Этого в русском искусстве нет", – поясняет сотрудник Русского музея Евгения Петрова.

Картины Сергея Судейкина в 1950-х годах в Нью-Йорке можно было приобрести за 100-150 долларов. Князь Никита Лобанов-Ростовский помнит, как за бесценок распродавались работы Шагала и Рериха. В послевоенное время большинство из них оказалось в частных собраниях. "Я хотел бы проагитировать кого-то, чтобы создать фонд для изучения архивов. В Соединенных штатах есть огромные архивы, где хранятся достояния русской культуры", – заверяет коллекционер русского искусства Никита Лобанов-Ростовский.

Для американских кураторов происхождение автора подчас не имеет значения. На первом месте всегда остается известность картины и ее аукционная цена. В этом смысле, даже временное расставание с работами Макса Вебера, Арчила Горки и Марка Ротко далось партнерам по проекту не просто.

В России их считают русскими, а в Америке – американцами. Сами художники предпочитали быть гражданами мира. Экспозиция открывает только верхушку айсберга. Истинный масштаб влияния русских художников на культуру США, по мнению кураторов выставки, еще предстоит оценить.

Читайте также:
Андрей Толстой об "американских художниках из Российской империи"