19.02.2009 | 12:44

Непобежденный тенор Владимир Атлантов

Выдающемуся певцу двадцатого века Владимиру Атлантову исполняется сегодня семьдесят лет. Пятьдесят три года назад он стал первым в истории победителем Конкурса имени Чайковского по специальности сольное пение. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Атлантов получил множество наград. Самой ценной из них он считает участие в концерте, посвященном столетию со дня рождения Энрико Карузо, в котором приняли участие семь лучших теноров мира. Сейчас Владимир Атлантов живет в Австрии, и Венский оперный театр стал его основным местом работы после ухода из Большого. Рассказывают "Новости культуры".

В тот момент, когда у входа в Большой театр спрашивали "лишние билетики на Атлантова", за кулисами театра стояла очередь из лучших певиц мира, желавших умереть на сцене от руки именно этого певца. Причем, не важно в какой роли – Кармен или Дездемоны. "В этом спектакле было две пары: Атлантов – Милашкина и Соткилава – Касрашвили. У меня был замечательный партнер, но я всегда мечтала стоять рядом с ним в "Отелло". И когда Милашкина заболела, этот день настал. Я этого никогда не забуду", – рассказывает народная артистка СССР Маквала Касрашвили.

Для выдающегося певца с мировым именем это привычная ситуация. Впрочем, уважение партнеров Атлантов вызывал, будучи еще молодым солистом Большого. "У него был фантастический голос, которые рождаются вообще раз в сто лет. Общение с ним на сцене доставляло огромное удовольствие и вдохновение", – добавляет Маквала Касрашвили.

Родители Владимира Атлантова были солистами Кировского театра. Начав заниматься музыкой с шести лет, он учился именно вокалу. Можно сказать, что он вырос в Кировском театре. "С шести лет я уже все кулисы облазил, потом мои первые спектакли были здесь, самые первые", – вспоминает народный артист СССР.

Сначала в борьбе за Атлантова победил Большой театр. Специальным приказом по министерству культуры он был переведен из Ленинграда в Москву. Однако после гастролей столичного театра в Милане пришло время бороться за ангажемент русского тенора и для остальных лучших оперных домов мира. В очередь выстроились "Метрополитен-опера", Ковент-Гарден и Арена ди Верона.

В 1988 году он ушел в Венскую оперу. В Большом до сих вспоминают об этом с грустью. Среди прочих – его многолетний конкурент Владислав Пьявко. Своеобразная дуэль двух выдающихся теноров на протяжении многих сезонов была одной из главных театральных интриг. "Вы знаете, когда Володя ушел из театра, мне стало нечего там делать, не с кем соперничать", – признается Владислав Пьявко.

Спор о том, какие теноровые партии ему удаются лучше всего – лирические или драматические, был в самом разгаре, когда певец заявил, что хочет взяться за баритоновый репертуар. А потом он неожиданно для всех ушел со сцены. В зените славы. "Он такой человек. Он всегда говорил: "Когда же это кончится?". Потому что нужна дисциплина, а он был человек разных интересов, ему хотелось получить максимум удовольствий", – поясняет Маквала Касрашвили. Так или иначе, уйдя на пенсию в пятьдесят семь лет, в заочном споре теноров он так и остался непобежденным.

О своем творчестве Владимир Атлантов расскажет в программе "Две жизни". Смотрите ее на нашем телеканале в 12:25.

Читайте также:
70 лет Владимиру Атлантову