20.02.2009 | 13:18

Недетская работа в детском хоре

Почти в каждом оперном театре, помимо взрослых солистов, оркестрантов, хористов, концертмейстеров, есть и совсем юные артисты. Это участники детских хоров, которые исполняют вокальные партии, предписанные им композиторами. Самый старый детский хор существует в Большом театре. Скоро он отметит 90-летие. А самый молодой – в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Ему всего пять лет. О творческих буднях юных участников взрослого искусства рассказывают "Новости культуры".

Детский труд почетен и уважаем. Впрочем, работают молодые, как взрослые. Репетиции, уроки актерского мастерства и постоянное общение с режиссерами. Александр Сокуров, когда ставил "Бориса Годунова", работал с ребятами ежедневно. Режиссер придумывал для них роли, которых не было у Мусоргского. Валерий Фокин в "Пиковой даме", осваивая оперную специфику, думал не только об исполнителях главных партий, но и о юных артистах. "Кармен" одна из любимых опер ребят. Особенно для девочек, ведь в ней можно нарядиться, и погреметь тяжелыми сережками.

История детского хора Большого театра началась почти девяносто лет назад. Кто же виноват, что взрослые композиторы так любили поручить некоторые партии детям? Они хотели, чтобы даже в условном жанре оперы было все, как в жизни. Сначала в хоре пели дети сотрудников театра, а затем стали проводить специальный набор. "Потом даже был издан указ, по которому детскому хору, единственным детям в стране можно было получать зарплату", – рассказывает художественный руководитель детского хора Большого театра Юлия Молчанова.

Сейчас солисты детского хора тоже являются штатными сотрудниками и получают стипендию. Какую именно – коммерческая тайна. Материальная мотивация в данном случае роли не играет. Главное – интерес. Юлия Молчанова тоже когда-то начинала петь в этом хоре, а потом снова вернулась в театр, но уже в роли руководителя. Она знает: главное настроить ребят на серьезную волну. На вопрос, бывает ли так, что на сцене кто-то засмеялся и начинают смеяться все, она отвечает: "Бывает, бывает. Но стараемся сдерживаться".

Финансовые проблемы мешают заказать новые костюмы и, помимо уроков вокала и актерского мастерства, ввести и занятия пластикой. А ведь это дело необходимое. Так считает худрук Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель. Когда он появляется на репетиции, ребятам приходится не только петь, но и пробовать себя в разных ролях. "Физическая нагрузка способствует правильному вхождению в образ тридцати трех богатырей, – говорит худрук. – Мне надо, чтобы они были не вялой командой, а полными сил".

В детском хоре Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко десткий хор существует уже пять лет. В 2004 году состоялся первый набор. За это время ребята, которые при поступлении пели песню "ілочка", сильно изменились. "Особенно помню "ілочку". Я ее пел два раза, и все неправильно. Тогда мне казалось, что у меня талант, а сейчас – нет", – признается один из мальчишек. Меняется не только отношение к этому серьезному делу, но и состав хора. "Очень короткий век у мальчиков. Девочки вырастают из костюмов, фактурно", – замечает руководитель Детского хора Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Татьяна Леонова. И все же уходя они иногда обещают вернуться. Правда, уже во взрослую оперную жизнь.