20.02.2009 | 13:36

Михаил Плетнев представил концертную версию "Кармен"

Концертное исполнение оперы подобно чтению книги. Публика видит чистую идею автора, и фантазия каждого облекает эту идею в комфортную для восприятия форму. Мастера исполнительского искусства – Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева и оперные вокалисты с мировыми именами из Европы, Австралии, Новой Зеландии – исполнили "Кармен" в Концертном зале имени Чайковского. Рассказывают "Новости культуры".

"Кармен" уже давно называют хрестоматийной оперной классикой. Мировая премьера состоялась сто тридцать четыре года назад. Впрочем, Михаил Плетнев не боится исполнять известные произведения – будь то симфонии Бетховена или "Пиковая дама" Чайковского. Теперь он представляет "Кармен" Жоржа Бизе.

У Плетнева есть редкое качество: за что бы ни брался маэстро, он все делает безупречно. Оркестр на небывалой высоте, певцы гениальны, концертное исполнение оправдано. Просто Михаил Васильевич не любит работать в оперном театре. "Из классических сочинений, которые мы все знаем, делают абсурд. Вот и все. Видимо, режиссерам нужно укрепить свое эго за счет чего угодно. Но в этом я участвовать не буду", – утверждает дирижер.

Несмотря на отсутствие режиссера, некоторая постановочность в данном исполнении все же присутствовала. Этому способствовало не только великолепное пение, но и блестящее актерское мастерство знаменитой Беатрис Урия-Монзон. "Кармен – соблазнительница, но соблазнительница не по доброй воле. Мне не нравится, когда я вижу, как ее представляют эдакой роковой красоткой без души. Она не такая. В моем исполнении это уязвимая, ранимая женщина, искренняя в своем чувстве", – поясняет певица.

Шедевр Бизе неожиданно заиграл новыми красками во многом благодаря именно концертному исполнению. Михаил Плетнев заставил слушателей полностью сосредоточиться на гениальной музыке и сумел, не нарушая единства, выгодно подать каждый фрагмент оперы – будь то "Хабанера" Кармен, или куплеты Эскамильо.

Очередной проект Плетнева, безусловно, не мог бы состояться без оперных звезд, которые приехали в Москву со всего мира. Однако лавровый венок все же стоит возложить на голову дирижера. Только гениальные музыканты могут позволить себе роскошь обращаться к самым известным произведениям и открывать их заново, как-будто они были написаны только вчера.