20.02.2009 | 15:11

Петр Дик: "Диалог с пастелью"

В Московском музее современного искусства открылась выставка работ Петра Дика "Диалог с пастелью". Его пастели живут своей внутренней жизнью, движение которой едва улавливается. Следуя за этим движением, зритель погружается в иррациональный мир, который затягивает своей недосказанностью и богатой эмоциональностью. Рассказывают "Новости культуры".

Кира Лимонова не любит казенного слова "вдова". О работах мужа она говорит так, как будто только что вышла из его мастерской. Художник втирал пастель в наждачную бумагу. Эта техника делала чудеса с цветом. Вся картина буквально светилась. "Вы видите, что бумага чуть-чуть фосфорицирует, и это создают магическую атмосферу", – обращает внимание куратор выставки Елена Судакова.

После таких наждачных экспериментов кончики пальцев Петра стали, что называется "кожаными". Коллеги по цеху говорили, что Дик знает какой-то особый алхимический секрет, что техника эта, хоть и стоящая, но в кровь разъедает руки. Однако для Дика это была самая маленькая неприятность. Главное, что цвета на картине не тускнели. "Два года назад, когда закупали коллекцию в Русском музее, цвет оказался прекрасным. Он не реагирует на солнечный свет", – замечает Кира Лимонова, вдова художника.

Дик почти не работал с натурой и больше писал по впечатлению. Лаконичные пейзажи и портреты не имели ничего общего с традиционной советской живописью. Даже натюрморты он делал в какой-то особой, отстраненной манере. "В своих работах Дик ограничивается общедоступными, общепринятыми темами, но если посмотреть глубже, он расширяет границы восприятия", – замечает художник Анатолий Пурлик.

Долгие годы работы Дика игнорировали на родине, а вот на Западе "формальные композиции" оценили и даже провели параллели с метафизической линией в искусстве. "Отсутствие деталей, ощущение коллапса времени. Мы не чувствуем потока времени. Все замерло", – показывает Елена Судакова.

Свой метод Дик называл "вычитание случайностей", и только Кира Сергеевна знала цену этому лаконизму. "Он шел из мастерской, приходил домой и закрывался в комнате. Если у него долго что-то не получалось, он был какой-то сердитый. А потом человек повеселел, приходит и говорит: "Я сделал, иди посмотри"", – вспоминает Кира Лимонова.

Он почти всю жизнь писал черным цветом, и лишь ближе к концу жизни появились новые тона. "Его работам свойственно трагическое мироощущение, но именно этой экспозицией нам хотелось подчеркнуть чувство юмора художника. Посмотрите на этого кота. Это почти лубок, это яркая картинка", – замечает Елена Судакова.

Выставка в Москве не единственная экспозиция владимирского художника. Магический реализм работ Петра Дика могут видеть и в Санкт-Петербурге.