20.02.2009 | 23:30

"Риорита" - новый фильм Петра Тодоровского

Петр Тодоровский представляет свой новый фильм "Риорита". "Вертится фокстрот, на площадке танцевальной – сорок первый год". Танцевальный шлягер, который звучал в тридцать седьмом, был модным в сорок первом и со временем стал героем отдельной песни – шлягера другой эпохи. Это мелодия, вобравшая в себя весну и войну, жизнь и смерть, бесстыдную фальшь и неумолимую правду. Фронтовик Петр Тодоровский говорит, что правду о войне сказать очень трудно – там столько было неправды! Фильм "Риорита" - это и не попытка сказать правду о войне, а скорее горестное размышление режиссера о людях воевавших. "Новости культуры"
О премьере фильма в столичном Доме кино.

Непышная премьера, без фанфар и блеска. Зато сам Тодоровский встречает своих зрителей у входа. Потом уже со сцены режиссер расскажет, как снимал эту картину в Белоруссии, что "Риорита" - малобюджетное кино, и совсем без звезд – это, кстати, было одно из главных условий Петра Тодоровского. Он хотел снимать незамыленные лица, а на все съемки было потрачено всего-то 39 смен. И еще одно предупреждение от режиссера - это кино совсем не похоже на то, что он снимал раньше.

Петр Тодоровский, кинорежиссер: "Я освободился от него и сказал, что хотел. Мне хотелось приоткрыть еще одну страничку об этой войне. О чем раньше, как мне кажется, не было сказано в наших фильмах".
На дворе - 45-ый год, весна, конец войны. Наши войска уже где-то в Германии. Ряды Советской армии пополняются мобилизованными с оккупированных территорий. В центре сюжета - простая белорусская семья Пичуговых, попавшие на фронт - три сына и пожилой отец.

Но главный герой новой картины Тодоровского - бывший надзиратель лагеря политзаключенных. Персонаж по всем статьям отрицательный.

Петр Тодоровский, кинорежиссер: "Это давно написанный сценарий, у меня были встречи с подобными людьми. За годы советской власти была выращена целая порода таких людей, которые отличались даже внешне".

Изначально сценарий Тодоровского назывался "На память о пережитых страхах". Это строчка, которую оставил режиссеру на фотографии его фронтовой друг. Кстати, у него Тодоровский позаимствовал и фамилию для семьи Пичуговых. Впрочем, сюжетная линия все-таки в большей степени вымысел. И зло, здесь, несмотря ни на что, наказуемо. Хотя, это кино, действительно, совсем не похоже на фильмы Петра Тодоровского. Разве что название "Риорита" - такое символичное и ностальгическое.