24.02.2009 | 11:46

Театральный марафон к юбилею БДТ

"БДТ – 90!". Легендарный театр, который называли "эстетическим оазисом русской интеллигенции", отмечает юбилей фестивалем. Приглашены коллеги из Москвы: МХТ имени Чехова, Малый, "Современник", ТЮЗ. Старт двухнедельному театральному марафону был дан накануне. Малый театр показал спектакль "Правда – хорошо, а счастье лучше". По признанию самих участников, этот праздник станет не только бенефисом учеников Георгия Товстоногова, но и своего рода отчетом перед мастером. О том, как продолжается традиция "театра совести и правды, рассказывают "Новости культуры".

Генриетта Яновская с гордостью показывает фотографию, которая висит в ее кабинете на почетном месте. "Мой великий учитель" – именно так она называет Георгия Товстоногова. Не случайно в Московском ТЮЗе с таким трепетом говорят о гастролях на сцене Большого драматического театра, который носит его имя. "Приглашение на фестиваль к юбилею БДТ – я им горжусь. Для меня это действительно счастливое приглашение. Поедет "Трамвай "Желание" – это мой спектакль, и поедет "Великий инквизитор" по Достоевскому. Это спектакль Гинкаса", – замечает Яновская. "Для нас это такой экзамен, такое волнение, как будто бы в зале сидит Георгий Александрович Товстоногов, который никогда не видел наших спектаклей", – добавляет режиссер Кама Гинкас.

Товстоногов действительно не ходил на спектакли своих учеников, зато они бывали в БДТ регулярно и, конечно, видели его "Трех сестер". Это сегодня пьесы Чехова можно увидеть в афише каждого театра, а тогда, в 1965 году, Товстоногов посягнул на МХАТовскую монополию. "Он, можно сказать, вытаскивал Чехова с хрестоматийных полок псевдомхатовской традиции и в то же время не опускал его до уровня уличного восприятия Чехова", – поясняет театровед Борис Любимов.

Не испугавшись сравнений со спектаклем Товстоногова, Галина Волчек выбрала для петербургских гастролей именно "Трех сестер". В репертуаре "Современника" эта пьеса идет с начала 1980-х. Самая свежая трактовка классической чеховской истории принадлежит главной "современнице". Стоило Галине Борисовне немного сместить акценты – и спектакль приобрел новое звучание. "В последней редакции спектакль стал более мудрый, более терпимый, более глубокий, нежели ранняя редакция. Но так и должно быть. Ради этого театру и стоит жить и развиваться", – считает Борис Любимов.

При этом не забывать и о своих традициях – добавят в Малом театре. "Домом Островского" его стали называть еще при жизни драматурга. Его пьесы и сегодня можно увидеть в афише театра. Вопрос, какого автора представлять на фестивале БДТ, в случае с Малым стал риторическим. "Мудреного нет, что Малый театр привозит спектакли того драматурга, который, во-первых, близок Малому театру, а во-вторых, был не чужд Георгию Александровичу", – говорит Борис Любимов.

"Гроза", "На всякого мудреца довольно простоты", "Волки и овцы" – Товстоногов не раз ставил Островского, а вот за шекспировского "Гамлета" мастер так и не взялся. "Он был не только крупнейшим режиссером, он был еще выдающимся политиком. По чужим стопам он идти не хотел. И когда "Гамлет" открыл по-своему Любимов, для него на какое-то время эта пьеса была зачеркнута", – рассказывает театровед Любимов. "Гамлета" на фестивале в Санкт-Петербурге представляет МХТ имени Чехова. По признанию режиссера Юрия Бутусова, когда имеешь дело с Шекспиром, главное избежать ложного пафоса. Удалось ли это московской труппе – судить петербургским зрителям.

Читайте также:
БДТ – театр большой мысли и большой страсти

История БДТ глазами зрителей