26.02.2009 | 19:45

Алена Дергилева. Эксперименты с техникой офорта

Вот уже более тридцати лет художник Алена Дергилева осваивает признанные методики офорта и разрабатывает собственные, оставляя неизменным только жанр – портрет. В ее коллекции есть образы известных исторических личностей и облики рядовых москвичей, с которыми судьба свела художницу. Первую ретроспективу мастера представил сегодня Дом графики. Об открытии экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Алена Дергилева считает художника Андрея Костина своим учителем в области офорта. Эту технику в Текстильном институте, который она закончила, не преподавали. Однако друзья на творческих дачах всегда рады были поделиться секретами. В благодарность Алена Дергилева создала целую галерею портретов под названием "Художники за работой". Среди них самый любимый – портрет Александра Максимова. Он не выходил из мастерской часами. Именно необходимость дисциплины с долей фанатизма в работе привлекла Алену Дергилеву в технике офорта. Она даже ужесточила требования к себе и теперь пишет портреты сразу на офортную доску, минуя бумагу. "Когда жалко испортить доску, ответственность. Хочется сделать лучше, идет отбор сразу на доске", – поясняет Дергилева.

Художница еще в школе рисовала одноклассников и попутчиков, которые ехали в троллейбусе по Садовому кольцу. Профессионалы заговорили о Дергилевой когда появилось несколько офортных портретов русских художников. Суриков на фоне собора Василия Блаженного, Кустодиев в фантазийной Москве. Дергилеву обвинили в слишком вольной трактовке образов. Тем не менее, портрет Льва Толстого музей писателя приобрел как один из самых достоверных.

Алена Дергилева всегда стремится к динамике внутри портрета. Ее серии так называются: "Говорящие", "Люди в движении", а ее герои – неординарные личности. Например, ветераны Великой отечественной. "Я понимала, что в школе нас учат неправильно, хотела пообщаться с участниками событий, посмотреть им в глаза", – говорит она.

Портрет генерала Михаила Ивановича Бурцева или свидетеля революции Александра Ивановича Егорова – в деталях обстановки можно уловить характер этих людей. "Он сидит на портфеле – сталинская закалка. Чтобы никто документы не взял никуда", – показывает мастер.

Травленый штрих, акватинта, мягкий лак – художница перепробовала различные техники. Она работает постоянно. Свидетельством тому может послужить автопортрет со сломанной рукой. Теперь у нее много заказов. Алена Дергилева перешла на литературные образы. Из последнего – иллюстрации к коллекционным изданиям Достоевского и Ростана.