27.02.2009 | 12:01

Кирилл Серебренников представляет: "Подпоручик Киже"

Кирилл Серебренников представляет! Превращение возмутителя театрального спокойствия в одного из самых авторитетных современных "арбитров сценического вкуса" произошло стремительно. Премьер Серебренникова ждут с нетерпением. Свой новый спектакль он поставил на Малой сцене Московского Художественного театра имени Чехова. "Подпоручик Киже" – это инсценировка знаменитого рассказа Юрия Тынянова. Режиссер сравнивает этот текст с симфонией, поэтому главная роль в постановке отдана музыке. Ее написал молодой московский композитор Алексей Сюмак. Для Серебренникова "Подпоручик Киже" – уникальный материал для размышления о российской истории и о вечной иронии судьбы. Рассказывают "Новости культуры".

Что нужно для успешной карьеры, чтобы легко и без усилий заслужить благоволение самого императора, жениться на красавице-фрейлине, дослужиться до генерала и быть похороненным с невероятными почестями? Нужно быть никем – фантомом, сотканным из воздуха. Иными словами, просто не существовать. Это было возможно в России, когда на престоле находился слабый и жестокий монарх Павел Первый.

Можно не сомневаться в том, что большая часть зрителей после спектакля поспешит перечитать повесть Юрия Тынянова "Подпоручик Киже". Автор действительно предлагает читателю метафорический анекдот, подозрительно современный и похожий на правду.

Кирилл Серебренников включил в спектакль поэтические тексты Карамзина и Баркова, эссе Канта и исторические документы. Для него постановка начиналась как небольшая работа для малой сцены, которой он занимался в паузах между репетициями "Трехгрошевой оперы". "А потом это маленькое нечто стало разрастаться, и получился большой спектакль, с которым мы уже сами не можем справиться", – говорит режиссер.

Сценографию спектакля создал сам Кирилл Серебренников. Говорит, это ради эксперимента. Получился на редкость выразительный по внешнему рисунку спектакль, в котором театральная условность сочетается с яркими историческими деталями.

Жанр происходящего на сцене не могут определить даже сами актеры. "Жанра нет. Это какое-то третье измерение", – замечает Сергей Медведев, актер МХТ имени Чехова. "Мы сначала обращались к традиции японского театра, где есть только пластика", – добавляет заслуженный артист России Леонид Тимцуник.

Казалось бы, проза Юрия Тынянова абсолютно не театральна. Кирилл Серебренников отсек все лишнее – например, cатиру на самодержавие – и напомнил зрителям о том, что Павла Первого называли "русским Гамлетом". Поэтому самодержец, задушенный заговорщиками глухой ночью, тоже заслуживает милосердия.

Читайте также:
Кирилл Серебренников представляет: в главной роли – музыка