27.02.2009 | 15:50

"Дирижерский карт-бланш". За пультом - маэстро Александр Лазарев

Древнеримский баснописец Федр предупреждал, что выслушивать нужно все, но не спешить с доверием. Национальный Филармонический оркестр поступает наоборот – начинает с доверия дирижеру, а потом все результаты этого эксперимента выслушивает взыскательная публика. В нынешнем концерте из цикла "Дирижерский карт-бланш" карт-бланш на составление программы был выдан Александру Лазареву, главному дирижеру филармонического оркестра Японии. И он принял решение: Дебюсси, Скрябин и Шопен в оркестровке Стравинского. Рассказывают "Новости культуры".

Александр Лазарев требователен не только к оркестрантам, но и к публике. Музыка должна рождаться в абсолютной тишине.

Ни одного незнакомого или хотя бы малознакомого имени в программе. Но о каждом сочинении можно сказать, что оно долгожданно. Ноктюрны Дебюсси или Божественная поэма Скрябина – нечастые гости на московских филармонических афишах. В ответ на вопрос, почему именно они появились в дирижерском карт-бланше, маэстро Лазарев предпочитает отшутиться.

Александр Лазарев, дирижер: "Я, как и Скрябин, тоже Александр Николаевич. Мне это приятно".

Этот концерт - не исключение. Как правило, Александр Лазарев играет то, что хочет и … получает от этого удовольствие. Правда, чаще за рубежом. Он желанный гость во многих оркестрах мира. Сейчас возглавляет Японский филармонический. Недавно в Токио открыл серию "Все симфонии Прокофьева" исполнением Первой и Седьмой. Кстати, тоже сочинения более чем известные, но не заигранные. При первой же возможности повторит эту программу в Москве. А для концерта в этот вечер маэстро Лазарев приготовил еще и сенсацию - сочинения суперпопулярные, но впервые прозвучавшие в России, – ноктюрн и вальс Шопена в инструментовке Игоря Стравинского.

Александр Лазарев, дирижер: "Я бы сказал, что это сочинение Стравинского, которое имеет отношение к Шопену. Потому что композиторская рука столь слышна и столь заметна… Он не мог просто инструментовать, потому что он гений".

К этому следует добавить, что к Шопену Стравинский обратился по заказу Дягилева для "Русских сезонов" в 1909 году. Сочинение пролежало почти сто лет, пока прозвучало вновь.

Кстати, в интервью Александр Лазарев развеял миф, что он живет за рубежом и редко бывает в России.

Александр Лазарев, дирижер: "Я живу в России. Недалеко, минутах в 30 отсюда, за городом".

Куда он и направился после концерта, который доставил удовольствие публике, и, судя по всему, самому маэстро.