27.02.2009 | 19:35

Музей Рублева показывает бесценные дары

Бесценный дар Музею Рублева впервые представлен зрителям. Уникальные иконы в драгоценных окладах работы царских мастеров – "Древности из собрания профессора Покровского". Рассказывают "Новости культуры".

Обычно сдержанные в оценках сотрудники музея на этот раз не жалеют эпитетов при виде такого количества шедевров. Коллекцию получили всего два месяца назад – и уже открывается выставка. Раритеты поступили в великолепном состоянии. "Это уникальная сохранность, когда такого уровня иконы. Таких уже не бывает. Уникальный случай", – замечает куратор выставки Наталья Комашко.

Глеб Александрович Покровский был хирургом из семьи потомственного священнослужителя и педантично следил за здоровьем икон. Реставраторы Брягины курировали это собрание. Вдова Покровского говорит о шедеврах как об одушевленных образах. "Сейчас они как бы радуются", – говорит она. Собрание началось с иконы Казанской Божьей Матери XVIII века. Ее подарила хирургу соседка. Другая икона, шитая бархатной ризой, стала первой покупкой. "В 1957 году приехали из Индии, и он купил. Эта Божья Матерь, она привела нам в дом все, что вы здесь видите", – рассказывает Марфа Покровская.

В 1950-е – 1960-е годы многие стремились избавиться икон. Некоторые раритеты хирургу приносили пациенты. Уникальный кузов-складень с иконой Богоматери Владимирской подарил врачу известный реставратор Михаил Тюлин. "На створках выгравировано большое количество святых, в том числе и покровителей дома Годуновых. Может быть, принадлежала Годуновым", – рассказывает куратор выставки Наталья Комашко.

Имя хозяина четырехчастного складня из эмали известно точно. Это адмирал Михаил Головин, сподвижник Петра. "Это очень редкая техника. Эмаль по золоту. Сохранились единицы. Она датирована 1792 годом. Это редкость", – утверждает куратор.

Глеб Александрович Покровский собирал иконы, выполненные в традициях древнего письма. Богоматерь Владимирская XVII века написана буквально накануне реформации русской иконописи. Она сохранилась практически без утрат. У многих икон богатые оклады. Это тоже представляет интерес для специалистов.

"Эта коллекция дала новый импульс. Это и декоративно-прикладное искусство, и Новгородское письмо эпохи Грозного. Огромное количество русских святых", – замечает директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.

Икона святителя Алексия была написана Васнецовым. Существует всего две аналогичных работы художника. Они хранятся в Третьяковской галерее. Теперь свой шедевр будет и в экспозиции Музея Андрея Рублева.