27.02.2009 | 23:43

Вячеслав Спесивцев представляет "Прощание с Матерой"

Повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой" была впервые опубликована в 1976 году, когда явление литературы, названное "деревенской прозой", уже успело завоевать внимание читателей, но еще настораживало чиновников. Повесть Распутина стала событием и довольно скоро перешла в разряд классики. Пронзительную историю о гибели островной сибирской деревни не раз экранизировали и ставили в театре. Свою сценическую версию предложил московский режиссер Вячеслав Спесивцев. Среди первых зрителей спектакля был Валентин Григорьевич Распутин. Писатель сам приехал на премьеру. Рассказывают "Новости культуры".

Самый ожидаемый гость на премьере – Валентин Распутин. Тот факт, что его героев будут играть молодые актеры, писателя скорее радует. Он говорит, что в молодых энергии больше, да и тема для них полезная, ведь с 1976 года, когда была написана повесть, мало что изменилось. "На судьбе своей родной деревни и была написана "Матера". Это было, когда еще строилась гидростанция, давным-давно. Ведь повесть-то была написана в 1976 году. Очень давно это было, а после того ничего не изменилось", – говорит писатель.

Спектакль "Прощание с Матерой" Вячеслав Спесивцев поставил в начале 1980-х. Потом был тридцатилетний перерыв, и теперь режиссер решил воссоздать постановку, но на этот раз с молодыми актерами. "Зачем молодежному театру спектакль о четырех старухах? Где логика? А мне кажется, то, о чем говорят старухи сегодня, это самое главное, основополагающее. То, о чем можно говорить", – заверяет режиссер.

Сыграть трагедию людей, на глазах которых сгорают их дома, где прожита жизнь, – непростая задача для начинающих актеров. Им помогает энергетика распутинского слова. Спесивцев сам написал пьесу на основе повести и постарался в диалогах сохранить авторский язык.

Роль главной героини Дарьи исполняет Мария Штубер. Актриса настолько впитала язык повести, что даже в интервью не отказывается от него. Тему постановки считает актуальной во все времена. "Душу-то нельзя потерять-то до конца дней своих. Чтобы вот человек-то оставался человеком до конца своих дней. Чтобы он не разбегался, не забыл того, что вот истина", – говорит она.

Жители Матеры сидят за одним столом, пьют чай и вспоминают прошлое без надежды на будущее. В конце спектакля от макета небольшой деревеньки остается пустое пространство, которое уходит под воду вместе со всей историей и укладом жизни нескольких поколений.