28.02.2009 | 22:38

"Ксения. История любви" - премьера Александринки

В Петербурге, в Александринском театре, премьера – "Ксения. История любви". Валерий Фокин коснулся в этой постановке церковной темы. И его спектакль уверенно опровергает обвинения современного театра в потере духовности. В его основе –образец праведной жизни – рассказ о Ксении Блаженной, известной каждому петербуржцу, духовный подвиг реальной женщины Ксении Григорьевны Петровой, причисленной к лику святых два десятка лет назад. Из Петербурга сообщают "Новости культуры".

Минимализм в сценографии и музыкальном оформлении. Постановка лаконична и тиха, как и реальная жизнь главной героини. Версию событий двухсотлетней давности предложил драматург Вадим Леванов. Первым из современных авторов о покровительнице Петербурга написал житель Тольятти.

Вадим Леванов, драматург: "Это - уникальный случай взаимодействия современного автора с современным театромЧто-то я дописывал, что-то уточнял. В процессе репетиций стало понятно, что некоторые сцены требуют более детальной проработки".

В знаменитую часовню Ксении Блаженной сам автор попал уже после того, как закончил пьесу о петербургской юродивой. Как признался Вадим Леванов, именно здесь - на Смоленском кладбище - он почувствовал, что не ошибся, посвятив несколько лет своей жизни Ксении и "ее истории любви". Святая будто поблагодарила его и дала благословение на постановку спектакля в родном городе.

После смерти супруга Ксения Григорьевна Петрова надела его сюртук, башмаки. И до конца своих дней отмаливала грехи мужа, скончавшегося без покаяния.

"История любви" написана не в картинах и действиях, а в "клеймах". Маленькие композиции с сюжетами из Жития святого причудливо соединяются, переплетаясь в масштабную историю, начало которой - в середине XVIII века. В каждом эпизоде - своя атмосфера, своя музыкальная тема и свои костюмы.

Надежда Белова, костюмер: "Пьеса охватывает большой временной промежуток. Поэтому костюмы от прошлого века до современности".

Таких спектаклей в Александринке еще не было. Впервые, например, в постановке участвует столько детей. Их отбирали в кружках и студиях по всему городу. И Петербургская епархия театр на работу благословляет тоже впервые. Сценические рассуждения о духе Петербурга Фокин уложил в непривычно короткую для себя форму - всего полтора часа. Но для зрителя они должны стать испытанием. Постановка продолжает так называемый "петербургский цикл" театра. Куда уже вошли "Двойник" Достоевского и гоголевская "Шинель".