02.03.2009 | 12:02

"От Дюрера до Клее"

Шесть столетий рисунка на выставке "От Дюрера до Клее". Она открывается в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Экспозиция приурочена к выходу полного каталога рисунков немецких, австрийских и швейцарских художников, находящихся в собрании музея. Коллекция достаточно представительная, но увидеть ее можно нечасто. Рисунок – вещь хрупкая, а потому требует особых условий хранения и экспонирования. О подготовке выставки рассказывают "Новости культуры".

Выставка немецкого рисунка еще монтируется, а Ирина Антонова уже показывает ее директору Дрезденских музеев Мартину Роту. Экспозиция "От Дюрера до Клее" – лишь верхушка айсберга. Сам айсберг – это академическое описание коллекции немецкого рисунка. "Собрание наше, может быть, не очень богатое, но полное. И мы гордимся, что у нас есть работы крупнейших мастеров", – говорит старший научный сотрудник отдела графики Пушкинского музея Галина Кислых.

Из 1400 описанных произведений в каталоге представлено 250 самых ценных. Танцующие и музицирующие путти Альбрехта Дюрера, сепии Каспара Давида Фридриха, животные Франца Марка и марионетки Пауля Клее. Эти жемчужины коллекции выстроены в строгой исторической последовательности: от зарождения реалистического рисунка в конце XV века до модернистов ХХ столетия.

В искусстве рисунка у немецкой школы есть свои изобретения. "В XVI веке немецкие художники первыми начали тонировать бумагу. По этому темному фону пером и кистью, создавая объем белилами, создавали рисунок, имеющий самостоятельное значение", – поясняют в музее.

Другое достижение раннего немецкого рисунка – дунайская школа – пейзажная графика Вольфа Хубера и Альбрехта Альтдорфера. "Впервые в их рисунках появился пейзаж Изображали родную северную природу", – замечают музейные сотрудники. Пейзаж менее философский и более классицистический, можно увидеть на швейцарском видовом рисунке XVIII века. Швейцарская школа представлена еще одним жанром – в экспозиции можно увидеть витражный эскиз XVI века.

Половина этикеток на выставке – достижения научных сотрудников. В фонд Пушкинского музея рисунки поступили в результате национализации. Имена владельцев и авторов были неизвестны. "Музей многие годы хранил этот рисунок как рисунок Кранаха. Видите из-за этой монограммы Кранаха с дракончиком. На самом деле он Ганса Бальдунга Грина", – показывает Галина Кислых.

В свое время пришлось потрудиться и над атрибуцией рисунков Каспара Давида Фридриха. Только один из девяти был записан под его именем. Теперь это признанные в музейном мире шедевры немецкого романтика. ""Гроб на краю могилы" – одна из программных работ Фридриха", – утверждают специалисты. Ключевые работы Фридриха находятся в российских собраниях, потому что его любила и поддерживала императрица Александра Федоровна. Ее супруг Николай Первыйценил другого немецкого художника, Франца Крюгера. Российская знать в XIX веке заказывала портреты Карлу Фогелю.

Российско-немецкие связи прослеживаются и в ХХ веке. Например, рисунок Франца Марка. "Эта акварель "Животные" была подарена в Мюнхене Наталье Гончаровой", – рассказывают специалисты.

Автор рисунка "Стачка" Эрих Борхерт в 1930-е годы по идейным соображениям перебрался в Советский Союз, как и Генрих Фогелер – автор мозаичных комплексных композиций. Один закончил свою жизнь в Карлаге, другой – в казахском колхозе. Работы этих мастеров оказались в фондах Пушкинского музея, и теперь у москвичей появится редкий шанс увидеть их. Рисунки – вещь хрупкая. Они боятся влаги и света, поэтому выставляются редко и ненадолго.