02.03.2009 | 19:57

"От Дюрера до Клее": открытие выставки

"От Дюрера до Клее" - новый выставочный проект Музея изобразительных искусств имени Пушкина знакомит с рисунками и акварелями немецких художников. Эти графические шедевры крайне редко покидают музейные фонды. Тем уникальней выставка, где можно увидеть серебряный штифт Дюрера, отточенные графитом рисунки Менцеля и прозрачные акварели Клее. Поводом к экспозиции стало издание полного научного каталога рисунков немецких, австрийских и швейцарских художников – а это более полутора тысяч листов - находящихся в собрании музея. Как утверждают специалисты, именно в рисунке виден почерк художника. "Новости культуры" смогли в этом убедиться, побывав на открытии выставки.

Выставка немецкого рисунка в Пушкинском музее открылась под музыку Вагнера. При стечении представителей посольств Австрии, Германии и Швейцарии.

Директор Дрезденских музеев Мартин Рот увиденное оценил высоко.

Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина: "У нас замечательная коллекция немецкого рисунка и в достаточной мере полная".

Выставка "От Дюрера до Клее"– только верхушка айсберга. Сам айсберг – двухтомный каталог, научное описание коллекции.

Галина Кислых, старший научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. Пушкина: "Очень часто, при больших поступлениях послереволюционных в музее, все рисунки записывались как работы неизвестных художников. И только после войны начался процесс атрибуции вещей, выявления имен".

Выявленные шедевры позднего Каспара Давида Фридриха и любимца Николая I – Франца Крюгера - результат труда не одного поколения искусствоведов. Работая над каталогом, Галина Кислых перепроверила мнения своих предшественников и авторство тысячи четырехсот листов коллекции. Атрибуция автопортрета Альбрехта Дюрера – ее научное достижение.

Галина Кислых, старший научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. Пушкина: "В 20-ые годы, когда распродавалась эрмитажная коллекция, попал на аукцион в Лейпциге, и уже тогда музейные специалисты сказали, что он принадлежит руке Дюрера".

Рисунков Дюрера на выставке – два, в то время, как живописи его нет ни в самом Пушкинском музее, ни в Эрмитаже. То же можно сказать и о Мартине Шонгауэре.

В истории рисунка на счету немецких художников есть свои изобретения. Они первыми стали тонировать бумагу и писать по ней пером и кистью, белилами и тушью. Так, как написал Мадонну Ганс Бальдунг Грин. Художникам "дунайской школы" Вольфу Хуберу и Альбрехту Альтдорферу принадлежат первые в европейском рисунке пейзажи. И уже в XVI веке прослеживается главная особенность видения немецких художников.

Рисунки немецких экспрессионистов – гордость Пушкинского музея. Жемчужины этого раздела: животные Франца Марка, маски на лугу Пауля Клее, акварели Эмиля Нольде и Макса Пехштейна. Многие из немецких художников XX века были связаны с Россией. Эрих Борхерт в 30-ые годы перебрался в Советский Союз, по идейным соображениям, как и Генрих Фогелер – автор мозаичных комплексных композиций. Оба закончили свою жизнь под Карагандой, а работы их оказались в фондах Пушкинского музея. Увидеть их удается редко. Рисунки – вещь хрупкая: боятся влаги и света, выставляются ненадолго.

Читайте также: "От Дюрера до Клее"

Наталья Маркова о выставке "От Дюрера до Клее"