03.03.2009 | 11:54

"Онегинъ. Online" – версия Бориса Эйфмана

"Энциклопедия русской жизни" на языке современной хореографии. Сегодня в Санкт-Петербурге пройдет премьера спектакля Бориса Эйфмана "Онегинъ. Online". Действие пушкинского романа в стихах известный хореограф перенес в наше время. Ларина, Онегин, Ленский превратились у Эйфмана в героев времен перестройки. В соответствии с духом времени исполнители будут танцевать под музыку Чайковского и песни рок-группы "Автограф". Кроме того, сценическое действо дополнит видеопроекция на гигантском экране. Рассказывают "Новости культуры".

Хореографическую версию "Евгения Онегина" Борис Эйфман называет самой дорогой постановкой театра. В какую сумму обошелся спектакль, автор не признается. Однако очевидно, что средства потрачены внушительные. "Это не сравнимо с тем, что тратят большие театры. Это не миллионные вложения, но для нас это значительно", – говорит хореограф.

Главные статьи расходов – декорации, свет и костюмы. За сценой все напоминает модный показ. У каждого участника есть своя вешалка и свой гардероб. Только за первый акт кардебалет переодевается четыре раза. "Вот такой бытовой костюм. Это фуфайка из первой сцены. Это народ, путч, 1991 год", – показывает художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили.

"Энциклопедия русской жизни" образца 1990-х. С дефицитом, очередями в магазинах и многопартийностью. Впрочем, пушкинская фабула и знакомые с детства имена героев сохранились. Хореограф перенес действие почти на двести лет вперед, чтобы доказать вневременность классики. "Татьяна Ларина остается Татьяной Лариной. Мы ее пронесли сквозь века, и вот она, странная девушка. В наше время она странная девушка", – замечает исполнительница партии Татьяны Мария Абашова.

Премьеру "Онегина" будут давать на сцене Александринки. Как уже случалось неоднократно, труппа Эйфмана на один вечер арендует зал прославленного театра. Сложность в этот раз, по признанию самого маэстро, заключается в трудоемкой установке света и декораций. Монтировать будут всю ночь накануне премьеры.

Основа декарации – огромная конструкция – вантовый мост, один из символов современного Петербурга. От сцены к сцене он превращается то в фасад новостройки, то в лестницу фамильного дома Лариных. "Этот мост придает уверенности. Ощущение, что я гуляю по Петербургу. Он помогает мне в образе моем, очень помогает", – признается исполнитель партии Онегина Олег Габышев.

Еще одна важная деталь – круглый экран. Эффектная декорация и видеоарт для Эйфмана – атрибуты новой эпохи, как и приставка "Online" в названии балета. "Сегодня, чтобы зритель оторвался от каких-то домашних проблем, пришел в театр, потратил деньги и время, мы должны его увлекать", – заверяет постановщик.

В репертуаре "Онегинъ" займет свое место между "Чайкой" и "Анной Карениной". Русскую классику Эйфман продолжает перечитывать и переосмысливать. Все, что по мнению хареграфа не способно выразить слово, он обещает передать языком танца.