11.10.2012 | 14:13

Ретроспектива Роберта Франка впервые в Москве

Роберт Франк – один из классиков фотографии ХХ века, чьей ретроспективы пока не было в России. Нынешняя выставка в Мультимедиа Арт Музее претендует на исчерпывающую полноту: она начинается с первых опытов середины 1940-х, сделанных еще в Швейцарии, до эмиграции в США, и заканчивается поздними полароидными коллажами. На выставке можно увидеть около 120 отпечатков из коллекций Музея фотографии города Винтертур и Швейцарского фотографического фонда. Смысловым центром экспозиции станет альбом «Американцы», который Франк создал во время путешествия по Соединенным Штатам. Рассказывают «Новости культуры»

Стипендия Гуггенхайма, старенький «Форд», маленькая «Лейка» и порядка пяти сотен катушек пленки, отснятых на дорогах Америки. Из 28 тысяч снимков Роберт Франк выбрал 83, которые и составили его главную фотокнигу под названием «Американцы». Предисловие к изданию написал друг Франка – писатель Джек Керуак.

«Когда книга вышла в 1958 году, почти все критики осудили ее. Они говорили, что Франк нарисовал слишком мрачный образ Америки. Что он нечестен, он агент коммунизма. Первоначальная реакция американцев была такова, что они возненавидели эту книгу», – говорит куратор проекта Мартин Гассер (Швейцария).

«Американцы» стали настоящей сенсацией. На снимках – черная, больная или просто бедная, «маргинальная Америка». Критике подверглась и манера съемки. Франк одним из первых начал снимать, не заботясь о формальном построении композиции, и сильно кадрировал изображение, допуская повышенную зернистость.

«Франк – это полностью антипостановочный репортаж. Мгновение, которое он делает, никогда не ставит заранее, что будет. Это моментальная фотография, моментальная человеческая реакция на других людей», – отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Пытаясь запечатлеть мгновение, Франк обратился к кино. Через год после «Американцев» он дебютирует как режиссер с лентой «Погадай на ромашке». Позже Франк сделает более 25 киноработ. Это глубоко личные фильмы, где реальность переплетается с вымыслом. 

«Его фильмы никогда не пользовались успехом, но ему это было не важно. Его очень увлекала идея движения, идея того, что не стабильно. Он хотел использовать новые медиа, он знал, что больше не хочет работать в фотографии, а фильм был хорошим выходом», – продолжает Мартин Гассер.

И все же в начале 1970-х Роберт Франк вернулся к фотокамере, продолжая вести свой бесконечный дневник, но теперь в форме коллажей с текстами. Многие из них посвящены его дочери, погибшей в совсем юном возрасте в авиакатастрофе.

При имени Роберт Франк трудно припомнить какой-нибудь один «эталонный» франковский кадр. Вспоминаются они целыми сериями, как непрерывный поток сознания, создающий образы и метафоры на ходу, на полной скорости.