04.03.2009 | 11:40

"Бедная Лиза" – откровения души Аллы Сигаловой

Спектакль Аллы Сигаловой "Бедная Лиза" – один из интригующих и долгожданных проектов. Камерную оперу Леонида Десятникова для двух голосов она превратила в хореографическую новеллу для двух исполнителей: драматической актрисы и балетного танцовщика. Эти роли достались Чулпан Хаматовой и солисту Большого театра Андрею Меркурьеву. Премьера состоится сегодня вечером. Рассказывают "Новости культуры".

Идея постановки "Бедной Лизы" не давала покоя Сигаловой более пяти лет. Она точно знала, что ее Лизой будет Чулпан Хаматова. "Потому что это талантливые люди. Я устраиваю себе радости в жизни – общаюсь с талантливыми людьми", – замечает хореограф.

Драматическая актриса готова была рискнуть и отказаться от привычного слова в пользу танца. Идеями Сигаловой она болеет давно. После учебы даже хотела идти к ней на просмотр. "Она похожа на комету, которая летит. У нее такой хвост – искрящийся, горящий, и она этим огнем испепеляет все вокруг", – говорит Хаматова.

Актриса давно мечтала поработать с известным хореографом. Вместе они собирались ставить Достоевского, детские сказки, но когда заговорили о "Бедной Лизе" Десятникова, Чулпан призадумалась. ""Да", – сказала я. Потом послушала музыку, призадумалась, ничего не поняла. Но потом шаг за шагом...", – рассказывает актриса.

Солист Большого Андрей Меркурьев, знавший Сигалову еще по Мариинке, сразу согласился. Чулпан его любимая драматическая актриса, и упустить такой шанс он просто не мог. "Работая над "Бедной Лизой", Хаматова ни разу не выкинула ничего в мою сторону. Ни разу не сказала: "Я – это я, а ты – это ты! Знай свое место"", – замечает Андрей.

Музыка Десятникова стала определяющим моментом. "Бедную Лизу" композитор написал еще в студенчестве. Сигалова перенесла действие оперы в наши дни. Герои сентиментальной повести Карамзина Лиза и Эраст теперь встречаются в кинотеатре.

Они столкнутся на последнем сеансе, останутся одни в зале и под музыку Десятникова проживут свою историю любви. Идея с кинотеатром пришла к Сигаловой в Петербурге, когда она сама переживала непростой период. "Ни с кем не могла общаться – так тяжело было – и каждое утро ходила в кино, переходила из сеанса в сеанс. Находилась в зале практически одна", – вспоминает Сигалова.

Запомнить хореографию оказалось сложнее, чем текст. Чулпан Хаматова разучивала движения двадцать четыре часа в сутки: на репетициях, дома и даже за рулем. Однако, приходя в зал, все начиналось заново. Особенно трудно далась первая встреча с партнером. Увидев, как разминается Андрей, Чулпан испытала отчаяние. "Сложно было в первый день, когда Андрей вышел на разминку, стал разминаться. Я подумала: ну все, пойду я домой", – признается актриса.

Наблюдая, как актриса проживает историю своей героини, какие эмоции захлестывают ее, Андрей тоже начал сомневаться в собственных силах. Да и пластика Сигаловой оказалась не так проста для солиста Большого. "У меня тоже были проблемы, не только у Хаматовой. Сегодня тебе показывают текст, завтра я прихожу и говорю: "Вы знаете, я не помню ничего". Сигалова на меня смотрит и говорит: "Ну, будем ставить заново", – рассказывает Меркурьев.

На каждую репетицию Андрей приходил с цветами, а когда Чулпан теряла равновесие, подхватывал ее на лету. Особенно тяжело было балансировать на стульях. Впрочем, балет Сигалова ставить и не собиралась. "Мы занимались откровениями души, прежде всего, а пластика – это всего лишь средство выразительности", – поясняет хореограф.

Они сделали этот проект на одном дыхании, хотя репетиции приходилось совмещать с работой в своих театрах. В этот вечер состоится первый выход к зрителю. Артисты еще не привыкли к свету и залу, но "Бедная Лиза" уже получила право на жизнь.

Читайте также:
Майя Крылова о новой постановке Аллы Сигаловой "Бедная Лиза"