13.06.2012 | 10:48

В музее-усадьбе "Царицыно" прошел фестиваль "Классика и джаз"

Дождь хорошему фестивалю – не помеха, скорее – дополнительный импульс к импровизации. Это доказал фестиваль «Классика и джаз», прошедший в музее-усадьбе «Царицыно». Под открытым небом встретились звезды классической и джазовой сцен. Двухдневный марафон наблюдали больше ста тысяч зрителей – и это несмотря на переменчивую погоду. Рассказывают «Новости культуры».

На этот концерт Наталья Дмитриевна Солженицына идет с особым настроением. На фестивале в Царицыно, играет ее сын Игнат. В группе поддержки – две ее внучки. Музыкант живет на две страны. В Америке – работа. В России – дом, где его всегда ждут.

«Много лет, когда он только начинал, я всегда очень волновалась в начале концерта, так, что первую вещь я почти не слышала, - вспоминает Наталья Солженицына. - А сейчас уже ничего. Иду наслаждаться».

Под небом голубым играют джаз. Под мраморными сводами Екатерининского зала классику. Игнат не новичок в фестивальном движении. Играл во многих резиденциях королевской Европы. Выбор программы соответствует такому месту - Моцарт, Шуман,

«Эти компрзиторы особенно совершенно совмещают в себе сердце и ум», - считает пианист.

Худрук фестиваля, Петр Дмитриев, решает на ходу все вопросы. На эти два дня потерял покой и сон. Не просто одновременно продюсировать и выступать самому.

«Я сосредоточен, потому что я переживаю из-за погоды, например, еще. - говорит он. - Какая сегодня будет погода для открытой площадки?»

В формате «open air» природа – полноценный участник событий. В мелодию вплетаются басы раскатов грома. Через мгновение площадка под проливным дождем. Инструменты залиты водой. Оркестр играть не сможет. Но зрители не расходятся. Классические музыканты решились на импровизацию. Дирижер Павел Сорокин превращается в аккомпаниатора. Вместо намокших концертных туфель – кеды, вместо нот – планшет. Программу составляют на ходу.

«Мы все это делали для публики, – говорит Павел Сорокин. – Помимо совести – все-таки хотелось творчески, мы репетировали. И такая публика – мы решили сымпровизировать, что называется».

Классические голоса – «заговорили» стихию. Джазу достались разогретые зрители и ясное небо. За сценой пианист Джордж Кейблз настраивается – на вибрации пространства. В его выступлениях всегда есть незримый соавтор – дух места. От него зависит, как и даже, что будет играть музыкант. Такую исполнительскую свободу он приобрел благодаря классическому музыкальному образованию.

«Классическая музыка открыла мое сознание, – признается пианист. – Когда я стал исполнять джаз – это было то же самое, что изучать совершенно новый язык. Но классические навыки – это основа, они помогают мне во всем, что я делаю сейчас».

Тех, кто перенес и зной, и дождь ждала мировая премьера. Знаменитые американские саксофонисты Джошуа Редман, Крис Поттер, Крис Чик и Марк Тернер – впервые играют вместе.