05.03.2009 | 19:34

Третьяковская галерея приглашает в Эдем

Вместо традиционно организованных выставок – сложный экспозиционный проект. Третьяковская галерея осваивает новые формы и выбирает нетривиальные темы. "Цветы – остатки рая на Земле" – уникальная музейная композиция заполнила все пространство Инженерного корпуса Третьяковки. Это более двухсот пятидесяти экспонатов: от фрагментов древнерусских фресок до работ современных художников. Рассказывают "Новости культуры".

В Третьяковской галерее царит дурманящий запах цветов. Он идет не от картин, а от инсталляций. Их сделал знаменитый профессор икебаны Тетсунори Кавана, которого ради этой выставки специально вызвали из Токио. Изучая цветочную тему, можно легко представить всю историю русского искусства, начиная с самых ранних его этапов.

"Благовещение" XVII века. Архангел Гавриил приносит Благую Весть. "Это лилия, которую держит в руках архангел Гавриил, провозгласивший Благую Весть о непорочном зачатии. Это традиция, которая возникла давно, в ранние христианские годы, когда появились первые иконы", – поясняет заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Петр Кончаловский говорил: "Для художника писать сирень, как для музыканта играть гаммы". Сирень и розы, кстати, самые популярные цветы русского искусства. С Петром Кончаловским были не согласны только два знаменитых русских художника, которые не украсили выствку под названием "Цветы – остатки рая на Земле". "Не писал цветов Александр Иванов, о чем он даже сообщал своему другу Рабусу в письме: "Как жалею я, что не умею писать ни цветов, ни плодов". Не найдем мы цветочных натюрмортов у Карла Брюллова. Довольно мало живописи такого рода у передвижников", – замечает куратор выставки Екатерина Селезнева.

"Мы наступали на горло собственной песне", – признаются кураторы выставки, объясняя как много они хотели показать, но не хватило места. Скромная картина Роберта Фалька "Фикус" была написана в то время, когда на горло наступали самому художнику. "1955 год. Фальк был обвинен в формализме. И вот мы видим эту серебристую тоску, одиночество. У него, может, и денег не было на букет роз или каких-то царских цветов. И вот, он пишет фикус как такой безмолвный свидетель его жизни и ставит скромный букетик полевых цветов", – показывает Екатерина Селезнева.

В советскую эпоху многим художникам без фальши и пафоса можно было писать только цветы. И все-таки, подчеркивают кураторы, эта выставка прежде всего решает не искусствоведческие, а вполне прагматичные проблемы. Поздравить самих себя и всех остальных женщин с наступившей весной.

Читайте также:
Екатерина Селезнева о выставке "Цветы – остатки рая на Земле"

Праздники среди цветов в Третьяковской галерее

"Цветы - остатки рая на земле" - выставка в Третьяковской галерее