05.03.2009 | 19:36

В центре внимания – люлька Александра Первого

В центре внимания – люлька. Из предмета бытового обихода в ранг исторического раритета ее переводит не только солидный возраст (ей более двухсот тридцати лет), но и имя ее адресата, и некоторые факты из истории ее создания. Впервые уникальная колыбель, которую, кстати, так никогда и не использовали по прямому назначению, представлена в экспозиции Оружейной палаты. О "нетрадиционном" образце филигранного мастерства тульских оружейников смогла увидеть рассказывают "Новости культуры".

Произведение ювелирного искусства – именно так называют специалисты предмет, который, казалось бы, далек от этой области. Это колыбель великого князя Александра Павловича, позднее именуемого императором Александром Первым. Сейчас невозможно представить, что еще десять лет назад это была груда разрозненных, сильно проржавевших деталей, которые собирали наугад. Не осталось никаких изображений оригинала. Но не в этом была главная проблема. "Она сложна в реставрации, так как здесь сочетание различных металлов и техник: полированная сталь, инкрустированная золотом, серебром", – поясняет реставратор Марина Шемаханская.

Предметы из стали были популярны в конце XVIII века. Из металла делали даже женские украшения. Тульских мастеров Екатерина Великая специально отправила учиться в Лондон. При создании люльки они использовали английское ноу-хау – алмазную огранку стали. "Посмотрите, не каждый специалист определит, что здесь только металл. Кажется, камни. В этом уникальность работы", – замечает директор Государственного института реставрации Александр Трезвов.

Вполне вероятно, что одним из авторов шедевра был Алексей Сурнин – прототип Левши из рассказа Лескова. Точной информации нет, зато известно, что туляки и правда усовершенствовали английскую методу. Особенно впечатляют мельчайшие стальные цветы. "Центр – серебро, лепестки – золото. Такую сложную технику использовали только в Туле. За границей все проще", – говорит реставратор Владимир Понсов.

Колыбель украшена медальонами с изображением царских вензелей, государственного герба и даты изготовления (1777 год). К тому времени Александр Павлович был уже слишком велик для колыбели, но подарок пришелся очень кстати. До сих пор не известно, кто был дарителем – Екатерина или Потемкин, но их презент стал одним из первых экспонатов Кремлевского музея. Кроме того, по словам директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, "эта вещь абсолютно уникальна. Это первая вещь, которая была сделана на заводе и не является оружием".

Мельчайшая прорисовка деталей, которая сегодня поражает, не допускала химической чистки при реставрации. Каждый листочек и завиток освобождали от коррозии вручную под микроскопом. Теперь дело за музейщиками. Главное требование – грамотное хранение. Температура воздуха не должна превышать двадцати двух градусов, а влажность – двадцати четырех процентов. В Кремле княжескому ложу готовы обеспечить соответствующие условия – слишком высока цена и исторического раритета и десятилетней реставрации.