06.03.2009 | 15:31

Новое ощущение времени в музыке Хенрика Гурецкого

В Рахманиновском зале Московской консерватории 5 марта звучала музыка крупнейшего современного польского композитора Хенрика Миколая Гурецкого. В 1993-м году запись его Третьей симфонии 47 недель лидировала в Европе по разделу "диски с классической музыкой". Европейские слушатели боготворят композитора. Российские пять лет назад довольно прохладно оценили концерт из произведений Гурецкого, некоторые называли его направление "непростым примитивом". В Рахманиновском зале консерватории звучали камерные сочинения Гурецкого. Рассказывают "Новости культуры".

Знатоки современной музыки противопоставляют Хенрика Гурецкого авангардистам. Характеризуя его сочинения, они употребляют термины – религиозный минимализм, неотональность, неоконсерватизм. Противники при этом отмечают, что он эксплуатирует ранее созданные клише. Почитатели говорят, что, повторяя известное, он создает новое ощущение времени.

Владимир Тарнопольский, художественный руководитель Центра современной музыки: "Это абсолютное клише. Это много раз было. А здесь это коммерчески зачищено, make up наложен. Но это очень серьезное направление".

В программе концерта - камерные сочинения Хенрика Гурецкого, которых, кстати сказать, у него не так много, но они отражают путь композитора: от сложного к простому, от серийности и сонорики к примитиву.

Прозвучали сочинения разных лет: от фортепианных прелюдий, созданных в 1955-ом, до Маленького реквиема для польки, сочиненного в 93-м году. Все они в тени его Третьей симфонии, которая стала знаменитой спустя 16 лет после написания.

Владимир Тарнопольский, художественный руководитель Центра современной музыки: "Это была, кажется, третья по счету запись. Симфония была известна, но, поначалу, большого энтузиазма она не вызвала Она попала в нужное время в нужное место. Попала на неоконсервативную волну".

Музыка Гурецкого не оставляет слушателей равнодушными. Она их делит на ярых противников и горячих приверженцев. Последних в России пока не так уж и много.