06.03.2009 | 19:36

К 95-летию со дня рождения дирижера Кирилла Кондрашина

В музыкальной среде принято считать так: плохой дирижер играет по нотам, а хороший играет с возможностями, которые предоставляет ему партитура. Это утверждение, без сомнения, относилось и к Кириллу Кондрашину. Восемнадцать лет он руководил симфоническим оркестром Московской филармонии. В его исполнении даже самые известные сочинения приобретали оригинальное и неожиданное звучание. Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения маэстро Кондрашина. Рассказывают "Новости культуры".

Судьбу Юрия Симонова определил конкурс 1966 года и волевое решение Кондрашина допустить к участию студента, изгнанного из консерватории. В судьбе оркестра Московской филармонии Кондрашин также стал важнейшим человеком, несмотря на то, что был уже третьим дирижером этого коллектива. "Кондрашин пятнадцать лет формировал коллектив, он сделал из него единый организм, единый инструмент", – утверждает Симонов.

Действительно, с приходом Кирилла Кондрашина оркестр Московской филармонии стал одним из лучших в Союзе. Было сделано около трехсот записей, коллектив сыграл чуть ли не весь симфонический репертуар, в том числе все симфонии Малера и Шостаковича. Эти исполнения становились эталонными благодаря таланту и напряженным репетициям.

"За первые пятнадцать-двадцать минут, я не считал, они дошли до третьей цифры. То есть такая скрупулезная работа при первой читке шла. Вот эту ноту тише, это "крещендо" слишком, вот этот звук не такой", – поясняет сын маэстро Петр Кондрашин.

Кирилл Кондрашин стал первым советским дирижером, который выступил за океаном. Ван Клиберн, ставший звездой после победы в Конкурсе Чайковского, решил, что аккомпанировать ему должен тот же маэстро, что стоял за пультом в легендарном финале. Рихтер, Росторопович, Гилельс, Ойстрах считали Кондрашина одним из лучших аккомпаниаторов того времени. В 1981 году в Амстердаме маэстро умер от инфаркта, а его концерты с лучшими оркестрами мира были расписаны еще на четыре года вперед.