06.03.2009 | 23:28

Выставка "Искусство шпалеры. Две славные эпохи"

Выставка "Искусство шпалеры. Две славные эпохи" открылась в музее-заповеднике "Царицыно". Это искусство имеет историю такую древнюю, что точные дата и место появления первой шпалеры, тканого ковра-картины, до сих пор неизвестны. В Западной Европе – это примерно двенадцатый - тринадцатый века. Первая в России шпалерная мануфактура была основана только при Петре Великом, но прижилось это многотрудное искусство довольно быстро и процветает до сих пор. В Царицине представлены шпалеры семнадцатого-восемнадцатого веков, а также гобелены, созданные художниками второй половины двадцатого века. Рассказывают "Новости культуры".

Шпалеры восемнадцатого века с библейскими сюжетами – главные герои этой выставки. Уникальные произведения прибыли в Россию из Брюсселя. Их ткали в мастерской Жана Батиста Вермийона – одной из самых крупных в Европе. До нашего времени шпалеры дошли в отличном состоянии. Об их прошлом известно немного.

Ольга Докучаева, куратор выставки: "Огромные тканые ковры с сюжетами на библейские или евангельские темы, это, конечно, вещи, которые когда-то находились в соборах, в церквях, в храмах".

Если старинные гобелены выполнены в двух основных жанрах, то творцы двадцатого века экспериментировали. 70-е годы стали расцветом советских тканых произведений. На полотнах – сюжеты на тему революции, полета в космос. "Магистраль" из шерсти, хлопка и льна; национальный латвийский праздничный танец "Вселенная". Но среди этих художников есть и сторонники традиционных жанров и сюжетов.

Людмила Введенская, художник проекта: " Мы здесь показали, как современный художник продолжает тему и вердюр, и шпалер. Это очень хорошо видно. Но в современной технике. Она более абстрагированная, более условная".

Андрей Мадекин - сторонник традиционных жанров. На его гобеленах –сюжеты библейские и мифологические. Он работает в старинной технике.

Андрей Мадекин, художник: "Это переплетение ниток основы и утка. Причем, основные нитки не видны, они все скрыты уточными нитками. А уточные нитки – цветные, и, собственно, ими создается рисунок".

К гобеленам здесь относятся с трепетом. Чтобы старинные шпалеры не потеряли форму, их пришили к шелковой ткани и только потом натянули на каркас. Продумали даже освещение: на окна натянули специальные сетки, чтобы рассеять дневной свет и сберечь краски.