13.06.2012 | 12:34

Первый Фестиваль русской матрешки

«Что мы знаем о русской матрешке?». Исчерпывающий и увлекательный ответ дали в Сергиевом Посаде. Здесь, в признанной столице знаменитой деревянной куклы, прошел первый Фестиваль русской матрешки. Планируется, что с этого года он станет традиционным. В рамках первого смотра открылась экспозиция «Музей русской матрешки», а на мастер-классах по росписи кукол каждый желающий мог приобщиться к традиционному искусству. Рассказывают «Новости культуры».

Можно ли реанимировать матрешку и превратить ее из популярного туристического атрибута в нечто большее? – этим вопросом задались в Сергиево-Посадском историко-художественном заповеднике и стали искать ответ.

Родина матрешки - Япония, но в промышленных масштабах ее стали производить именно здесь – в Сергиевом Посаде. По одной из версий это произошло благодаря сильной сергиево-посадской иконописной школе.

Доказательства того, что матрешками занимались серьезные художники, – на выставке. Тут и самые древние, первые матрешки конца XIX века, и самые художественные, и просто необычные. Считается, что первая матрешка появилась в Москве – в мастерской при магазине «Детское воспитание», и произошло это в конце XIX века. А прообразом стала статуэтка лысого мудреца Фукурумы. Так это или нет, не берутся судить даже специалисты – но вот то, что благодаря матрешке можно проследить историю – и не только нашей страны – это точно.

«Вот эта матрешка с изображением свастики датирована 1931 годом, зарождение фашизма – и художник обращается к этой злободневной теме», - рассказывает заведующая Отделом русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII-XXI веков Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Светлана Горожанина.

Матрешки-городовые, матрешки-буржуи – среди них даже матрешка-буддист найдется. И матрешка-Наполеон. И матрешка-англичанин с трубкой. И матрешки-звери. Автор этой куклы, Валентина Гулыгина, например, уместила в нее целую вселенную. В 83 году она пишет матрешку «круг жизни земной», в которой совершенно иначе решает образ матрешки – здесь ее семья, она сама, ее дети, ее муж, и она обращается к внутреннему миру человека.

Небывалый всплеск интереса к русской красавице возник в девяностые. По воспоминаниям старожилов в Сергиевом Посаде с трудном можно было найти липу и ольху – деревья, из которых делают матрешек, просто исчезли.

«Неспроста говорят, что матрешка помогла тогда Сергиеву Посаду выжить – ведь предприятия легли, а матрешкой занялись все, кто умел держать кисть в руках и кто знал историю матрешки», - отмечает первый заместитель генерального директора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Галина Суббота.

Матрешка продолжает оставаться символом нашей страны – сложным и простым, но, в общем-то, конечно, – привычным и традиционным. Возможно, на эту традицию стоит посмотреть по-иному. Ведь что окажется там внутри – за всеми этими яркими слоями – такая русская загадка.