09.03.2009 | 18:39

Исключения из правил бывают и у Третьяковки

9 марта Государственная Третьяковская галерея была открыта для посетителей. Это - подарок москвичам и исключение из незыблемого правила. Традиционно понедельник в большинстве музеев выходной день. Правда, "отдохнуть" в эти дни могут, как правило, экспонаты, но не сотрудники. Какая работа кипит в залах, недоступных для публики? Ответят на этот вопрос корреспонденты "Новостей культуры" в серии специальных репортажей. "Новости культуры"
убедились– жизнь Третьяковки даже в "выходные" тихой не назовешь.

Понедельник – их любимый день недели, когда они разгадывают загадки русских классиков. Сорок студентов уже рассеялись по залам со своими мольбертами, за которыми они забудут о времени… А вокруг все будет работать по будничному графику.

Обновлять и изменять экспозиции в Третьяковке предпочитают по понедельникам. Вот и 9 марта некоторые картины из зала постоянной экспозиции перевозят в зал временной.

Екатерина Селезнева, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: "Чтобы зритель не чувствовал себя обделенным. Видите, происходит замена картины, то есть, чтобы место не пустовало. Это хорошо, потому что люди, которые часто ходят в Третьяковскую галерею, будут иметь возможность и увидеть выставку, и увидеть несколько обновленную экспозицию".

Дизайнер принимает окончательное решение, какой именно экспонат разместить на опустевшем месте. Важны освещение, и размеры полотна.

Картины перевозят на огромных лифтах. Внутри них, так же, как и снаружи, как и в каждом зале галереи – своя спецсвязь. И никаких мобильных телефонов.

В преддверии новой выставки Екатерина Селезнева постоянно в движении. Она наматывает по Третьяковке километры: надо проследить путь каждой картины. "Выставочная деятельность – главнейшая для галереи", - признается главный хранитель.

Екатерина Селезнева, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: "Это позволяет показать материал, который по какой-либо причине не экспонировался давно. И самое главное – привести этот материал в порядок. Каждая выставка для наших реставраторов – это своеобразный рывок, когда они тоже должны оперативно все сделать

Реставрационный совет принимает решение о состоянии произведений, запланированных к показу на выставке. От совсем ветхих отказываются сразу – никогда невозможно сказать, сколько времени нужно на их реставрацию.

Алина Тейс, зав. отделом реставрации Государственной Третьяковской галереи: "Сейчас готовим выставку в Финляндии. И на реставрацию более глобальную принесли такую вещь. Она была в паспарту, я начала ее снимать. Она с поврежденным картоном и желтыми пятнами…"
Студенты трудятся до четырех часов вечера. Второкурсники копируют портреты, третьекурсники – обнаженную натуру и фрагменты работ великих мастеров.

Юрий Арсенюк, зав. кафедрой копийной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества: "Так как Третьяковка закрыта, то этот день у нас посвящен копии. Это великое дело. Потому что целый день студент напрямую касается мастера близко. Потому что там надо подойти близко – там свои хитрости, тонкости есть, которые казались утраченными – да нет, все изучается".

Анна Реброва работает над своей копией работает третий месяц.

Анна Реброва, студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества: "Сейчас можно редко делать такого плана работу – академический реализм. Она больше похожа на фотографию. Очень много деталей, лихости нет. Здесь отточенность движений. Точная рука должна быть. И это мне нравится".

Лучшие копии отправляются в художественные училища по всей России. Тем, у кого нет возможности обратиться к подлинникам. И еще из лучших работ формируется фонд будущих художников. Ведь когда-то юные Суриков и Репин тоже копировали…

В Третьяковской галерее жизнь бьет ключом всю неделю, включая выходной – понедельник. Пустые залы бывают здесь всего лишь несколько часов в неделю, когда отсюда уходят последние художники-студенты.