10.03.2009 | 19:35

"Дворянское гнездо" снова на сцене Театра Бориса Покровского

В афише Камерного театра Бориса Покровского вновь появилось "Дворянское гнездо". Опера Владимира Ребикова, написанная в начале ХХ века по знаменитому роману Тургенева, не получила широкого признания среди современников. О композиторе и о сочинение заговорили лишь в 1995 году, когда оперу поставил Борис Покровский. Новую версию "Дворянского гнезда" уже назвали "капитальной реконструкцией". Рассказывают "Новости культуры".

"Дворянское гнездо" – музыкальная драма композитора Владимира Ребикова по роману Тургенева – в июле 1917 года заинтересовала Немировича-Данченко. Он даже начал репетиции, но премьера так и состоялась. Спустя десятилетия о невостребованном сочинении композитора Ребикова вспомнил Мстислав Ростропович и посоветовал поставить "Дворянское гнездо" Борису Покровскому. Дальше были двенадцать месяцев напряженной работы.

"Чем вызвана такая продолжительность постановки этого сочинения – тем, что все должны были играть на рояле. Все действующие лица. Не просто подходить и играть три ноты, а играть в силу характера воспитания", – поясняет заместитель художественного руководителя театра Бориса Покровского, режиссер-постановщик Ольга Иванова.

Премьера состоялась на сцене Московского государственного академического Камерного музыкального театра 22 января 1995 года. Спектакль "Дворянское гнездо" вошел в историю театра как одна из лучших постановок Бориса Покровского. "Если сказать, для чего мы ставим спектакль... мы хотим вспомнить, что есть настоящие человеческие отношения", – говорил Борис Покровский в 1998 году.

2009 год. На сцене Камерного музыкального театра спектакль Бориса Покровского идет в новой редакции. Действо в афише обозначено под грифом: "Капитальное возобновление". Режиссер Игорь Меркулов не видел постановки 1995 года, поэтому, приступая к работе над новой редакцией, он обратился к электронному первоисточнику. "Когда я посмотрел, мне стало даже не по себе, потому что не было и нет аналогов, с которыми можно сравнить то, как существовали артисты в том спектакле, как он строился", – заверяет он.

Игорь Меркулов обратился за помощью к артистам, которые в средине 1990-х играли в спектакле Покровского. Многие из них перекочевали из постановки 1995 года в спектакль 2009. Впрочем, даже они за четырнадцать лет так и не смогли привыкнуть к реакции зрителей. "Удивительная тишина на спектакле. Даже иногда бывает, думаю, наверное, мы ничего не донесли. Первый акт промолчали и цыкают на фоторепортеров", – рассказывает актер Евгений Болучевский.

Музыкально-психографическая драма с элементами оперы – такой сложный жанр вызвал немало дискуссий между режиссером и дирижером. Что должно преобладать в спектакле – музыкальная часть или драматическая? Актеры должны владеть сценической речью, актерским мастерством, уметь играть на рояле, петь, а также произносить текст специальным говором, как это умел делать, например, Шаляпин. Под влиянием великого исполнителя, возможно, находился композитор Владимир Ребиков, когда создавал свою музыкально- психографическую драму.

Еще одна особенность этого спектакля: тургеневские герои находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Так что публика становится не просто свидетелем, но и участником драмы, которая происходит в жизни обитателей "дворянского гнезда".