10.03.2009 | 19:38

"Детская иллюстрированная книга в истории России"

Картинки в детской книжке не менее важны, чем текст автора. Поэтому к иллюстрации книг для детей художники всегда относились очень серьезно. Дизайнер Владимир Семенихин начал изучение дореволюционной и советской детской иллюстрации пять лет назад. Исследование стало основой двухтомного издания, которое сегодня было представлено читателям. "Детская иллюстрированная книга в истории России" – под одной обложкой собраны известные работы Васнецова, Фаворского, Билибина, а также графика неизвестных художников. Рассказывают "Новости культуры".

Материал для исследования Владимир Семенихин обнаружил в США. Там в частных коллекциях хранился архив российской графики от конца XIX века. ""От серебра до стали" – то есть, выражаясь образно, от Серебряного века до Сталина", – говорит Владимир.

Классические иллюстрации Васнецова сменила графика Петрова-Водкина. 1920-е – годы борьбы за изобразительность в иллюстрации, которая стала не средством оформления, а средством выражения идеи. Художники рисовали для детей, как для взрослых.

1930-е годы – время гонений на формализм. Многие художники – например, Борис Лебедев – ломали свой стиль и начинали работать в новых жанрах. Кстати, именно этот период в советской детской графике считается наименее изученным. "Именной указатель, я считаю его уникальным. Художники на сегодняшний день забыты, а мы нашли их", – замечает редактор издания Наталья Верлинская.

Помимо редких иллюстраций, в исследовании впервые опубликован перечень всех дореволюционных и советских издательств, которые публиковали книги для детей. Сказочные персонажи и реализм советских будней: дети агитируют родителей скорее выполнить план пятилетки. "Иллюстрированная книга стала для меня волшебным погружением в иной мир. С самого детства. Поэтому, когда вспоминаешь эти впечатления, самые яркие – это иллюстрации", – признается Владимир Семенихин

Несмотря на высокие тиражи и переиздания детских книг 1920-х годов, очень немногие экземпляры сохранились до наших дней. Впечатление от книги часто переживает ее. Как говорили художники тех времен, лучшая смерть для детской книги, – если ребенок вырежет картинку и при этом запомнит содержание.

Читайте также: "Двадцать семь чудес" детской книги