12.03.2009 | 11:53

"Коппелия" в Большом – история с продолжением

От трагического до смешного – одна партитура и множество театральных трактовок. Сегодня в Большом театре состоится грандиозная премьера. Комический балет "Коппелия" на музыку Делиба представляет хореограф Сергей Вихарев – тонкий знаток балетных редкостей. В основе спектакля – мрачная новелла Гофмана "Песочный человек". О подготовке премьеры рассказывают "Новости культуры".

Главный реставратор старинных балетов Сергей Вихарев, наконец, добрался и до Большого театра. Больше двух месяцев он не выходил из репетиционного зала. Все это время хореограф не расставался с гарвардской партитурой, в которой "Коппелия" расписана до мелочей. "Куда пальчик, куда нога, где пассе, как вытянута нога, куда наклонен корпус. Публика, в основном, не читает это так четко, но специалисты это знают. Зато стиль спектакля публика всегда чувствует", – заверяет постановщик.

Пока кордебалет и солисты Большого покоряли новые балетные горизонты, в мастерских Большого боролись с кружевом, газом и воланами. Одевали Коппелию по лекалам XIX века. Это очень жесткий корсет и заниженная юбка. Балерины тогда не показывали ножки выше колена. В подобной пачке современные танцовщицы не выглядят хрупкими, но именно такого эффекта добивалась художник Татьяна Ногинова. "В 1870 году в моде был тюрнюр сзади. Это приводит к тому, что смещается центр тяжести в костюме. Для современной балерины это непривычно", – поясняет она.

Кордебалету Большого пришлось переучивать характерные танцы. Мазурку Анастасия Меськова танцевала очень давно, поэтому пришлось начинать заново. "Мазурку танцуем по-питерски. Это немного другой прием", – замечает Анастасия.

Для своей реконструкции Сергей Вихарев выбрал версию Мариуса Петипа и Энрико Чекетти 1894 года. На сцене Большого "Коппелию" ставили семь раз, причем последняя постановка была осуществлена более тридцати лет назад. "Спектакли, с которых мы начали, это "Корсар", "Пахита", "Коппелия". Надеюсь, что в ближайшем будущем это будет "Эсмеральда". Это собирание наших корней, собирание нашей истории и возвращение ее на исконное и законное место", – говорит художественный руководитель балетной труппы Большого театра Юрий Бурлака.

Сюжет прост: Ганс и Сванильда – влюбленная пара. Дело идет к свадьбе, но не тут то было. У Ганса кругом голова, ведь он влюблен в куклу. Правда, пока он этого не знает, как не знает и ее создателя – мастера Коппелиуса. "Мой Коппелиус, скорее, гениальный чудак. Алхимик, астролог, переживший Французскую революцию и наполеоновские войны", – рассказывает солист Большого Геннадий Янин.

Мария Александрова танцует партию Сванильды. Теперь она точно знает, как можно не только наказать, но и вернуть неверного возлюбленного. "Мужчмны всегда такие, и я попыталась в это сыграть. Правда, в жизни мне не приходилось ревновать, но я попыталась вжиться в эту ситуацию. Может быть, если в моей жизни что-то такое случится, я выйду из нее достойно", – говорит солистка Большого.

"Коппелия" для Сергея Вихарева – это история с продолжением. Восемь лет назад он поставил ее в Новосибирске и получил "Золотую маску". Теперь "Красавица с голубыми глазами" займет свое место в репертуаре Большого.

Читайте также:
Варвара Вязовкина о премьере балета "Коппелия" в Большом театре