12.03.2009 | 13:27

Совпадения. 12 марта 2009 года

12 марта 1910 года родился Вахтанг Чабукиани – выдающийся советский танцовщик и балетмейстер. Один из ведущих солистов Ленинградского театра оперы и балета, позже – руководитель балетной труппы Тбилисского театра, он создал новый стиль мужского классического танца. Одна из самых известных работ Чабукиани-хореографа – героический балет "Лауренсия" по пьесе Лопе де Вега "Овечий источник". Роль Лауренсии особенно любила великая драматическая актриса, которой не стало в этот же день. 12 марта 1928 года ушла из жизни Мария Ермолова. О других совпадениях этого дня рассказывают "Новости культуры".

12 марта 1832 года в Париже был впервые показан балет "Сильфида". В главной партии блистала Мария Тальони – знаменитая балерина, "божественная Мария", как ее называли современники. В этот день она совершила настоящую революцию в балетном искусстве. Впервые в "Сильфиде" Тальони она танцевала на пуантах. Это заставило публику замирать от восторга. Казалось, что воздушная Сильфида парит над землей.

В этот же день на свет появился танцовщик, который также будет парить над сценой. 12 марта 1889 года родился Вацлав Нижинский. Его легендарный прыжок вошел в историю балета. "Восьмое чудо света", "царь воздуха" – какими только эпитетами не награждали его танец. Нижинский – звезда Дягилевских сезонов. Он был первым, кто сменил широкие штаны мужчин-танцовщиков на трико. Он ставил балеты Стравинского и танцевал в них. Одна из самых известных партий Нижинского – Петрушка в одноименном балете.

О "Петрушке" в этот же день говорили и его создатели – композитор Игорь Стравинский и художник Александр Бенуа. Декорации Бенуа к балету "Петрушка" называют одним из высших достижений художника. Получить знаменитые эскизы был не прочь и сам Стравинский. 12 марта 1912 года в письме к Бенуа он спрашивал, когда же художник осчастливит его дарением чего-либо из "Петрушки" – знаменитого балета из Дягилевских сезонов.

О самом Сергее Дягилеве в этот же день писал Александр Блок. 12 марта 1913 года поэт в своем дневнике признался: "Все в Дягилеве страшное и значительное". Искусство, по словам Дягилева, должно быть чувственным, а гениев в этом искусстве только два. Это Нижинский и Стравинский.

Над балетом для Дягилева в этот же день работал еще один маэстро, которого знаменитый импресарио называл единственным русским композитором – за исключением Стравинского. Об этом 12 марта 1915 года Сергей Прокофьев писал в письме матери из Неаполя. Композитор рассказывал о своем путешествии по Италии в компании Дягилева, о городах и музеях, но прежде всего об увиденных скульптурах. Именно им Прокофьев и Дягилев уделяли самое пристальное внимание. Скульпутры, как сказал композитор, важны для пластики и балета.